branding imagebranding image
РБК АВТО
Новости ОАО "КАМАЗ"
Подписаться на Telegram-канал

Японский контракт КАМАЗа близок к завершению

-----
Реализация контракта ОАО „КАМАЗ“ и „Канемацу корпорейшн“, лидирующей торговой компании Японии, при участии авторитетной машиностроительной и инженерной компании „Мицубиси хэви индастриз“, на поставку оборудования для модернизации производства двигателей на Камском автозаводе вступает в завершающую стадию.


Об этом стало известно после проведенных сегодня в Набережных переговоров с делегацией бизнесменов острова Восходящего Солнца во главе с вице–президентом „Канемацу“ Миязака–сан.

Вероятно, это будет крупнейший инвестиционный проект года в автомобилестроении Российской Федерации. Его реализация означает для КАМАЗа начало серийного производства двигателей, соответствующих требованиям экологических стандартов Единой экономической комиссии ООН „Евро–2“, — с возможностью освоения выпуска моторов класса „Евро–3“ в дальнейшем. При этом мощности ОАО „КАМАЗ–Дизель“ и других заводов КАМАЗа позволят изготовить ежегодно 75 тысяч самых современных моторов мощностью от 180 до 360 л.с.

Как известно, летом 1997 года ОАО "КАМАЗ", "Канэмацу корпорейшн" и "Мицубиси хэви индастриз" объявили о вступлении в силу этого контракта, и начались первые поставки оборудования в Набережные Челны. Выделению кредитов на закупку оборудования предшествовали тогда два с половиной года терпеливой интеллектуальной работы.

Оборудование по так называемому японскому контракту КАМАЗа изготавливается благодаря кредиту Банка международного сотрудничества Японии, собственным инвестициям названных выше партнеров и самого Камского автозавода. Общая стоимость масштабной реконструкции дочерних предприятий, других производственных и опытно–конструкторских подразделений ОАО „КАМАЗ“, входящих в технологический цикл производства дизельных двигателей „КамАЗ“, оценивалась в 437 млн. долларов. Из этой суммы контракт с японскими партнерами составляет 176 млн. долларов, причем 150 млн. были выделены Банком международного сотрудничества Японии (бывшим Эксимбанком Японии). Заказы в рамках этого соглашения выполнялись 48 станкостроительными фирмами из 12 стран — Японии, Западной Европы и США.

В дальнейшем реализация контракта осложнилась рядом обстоятельств объективного и субъективного характера. Финансово–экономический кризис и резкое падение объемов выпуска и продаж продукции привели к тому, что в мае 1998 года истек срок действия аккредитивов Внешторгбанка Российской Федерации, предназначенных для совершения операций по японскому контракту. Процесс сдерживался проблемами с реструктуризацией задолженности КАМАЗа как перед российскими банками и бюджетами разного уровня, так и перед Европейским банком реконструкции и развития. Не урегулировав отношения с ними, КАМАЗ не мог рассчитывать на пролонгацию кредитного соглашения между Банком международного сотрудничества Японии и Внешэкономбанком России под гарантии федерального правительства. Кроме того, необходимо было еще оформить в Минфине РФ договор залога оборудования, получаемого КАМАЗом по контракту с японскими компаниями "Канемацу" и "Мицубиси" и совершить ряд не менее трудоемких бюрократических и достаточно длительных по времени процедур.

Для решения этих сложных проблем на КАМАЗе была создана специальная группа под руководством заместителя генерального директора по экономике и финансам, которая проделала основную часть работы на всех уровнях и инстанциях. Затем, в связи с изменением структуры управления компанией, в середине 2001 года эта рабочая группа перешла под начало вице-президента по корпоративному управлению и развитию.

Возобновление поставок оборудования на КАМАЗ стало возможным после совершения ряда действий заинтересованными в этом сторонами. Постановлением правительства РФ от 18.10.2001 ОАО "КАМАЗ" был освобожден от обложения налогом на добавленную стоимость по упомянутым выше контрактам на уже изготовленное и поставленное КАМАЗу технологическое оборудование, аналоги которых не производятся в Российской Федерации. Подтверждение Внешэкономбанком продления срока действия своих аккредитивов для завершения контрактов с "Канемацу" и другими фирмами-производителями оборудования до конца 2002 года было получено 27 декабря 2001 года. Иными словами, реализация контракта теперь возвращена к тому состоянию, которое было до мая 1998 года. На сегодняшний день основная часть оборудования для „КАМАЗ–Дизеля“ и Камского литейного завода уже изготовлена и находится на складах „Канемацу“ в Японии и Европе. Ожидается, что готовое оборудование поступит в распоряжение КАМАЗа до конца апреля, а остальная часть будет изготовлена и поставлена до конца сентября этого года. Стоимость поставляемого на КАМАЗ в 2002 году оборудования оценивается в более чем 90 млн. долларов. В составе нового оборудования преобладают гибкие автоматизированные линии и современные обрабатывающие центры, которые можно оперативно переналадить на выпуск базовых и корпусных деталей для различных моделей двигателей. Кроме того, это даст возможность резко повысить качество изготовления и увеличить ресурс дизельных двигателей „КамАЗ“ до 700 тысяч километров пробега автомобиля.

Специалистам КАМАЗа предстоит оперативно, в кратчайшие сроки произвести монтаж, наладку и пуск поставляемого по японскому контракту оборудования и оснастки. Своевременная реализация этих планов, по их мнению, позволит Камскому автозаводу уже в этом году выпустить 1800 грузовых автомобилей тяжелого класса семейства „КамАЗ–6520“ и до 10 тысяч дизельных двигателей, соответствующих требованиям международных стандартов „Евро–2“.

Комментируя значение для ОАО „КАМАЗ“ вступления в завершающую стадию реализации японского контракта, вице–президент по стратегическому развитию Данис Валеев заявил, что к концу текущего года КАМАЗ получит самое высокотехнологичное производство современных двигателей, соответствующих требованиям „Евро–2“ и „Евро–3“ на всем постсоветском пространстве. Наличие в составе мощностей гибкого переналаживаемого оборудования позволит КАМАЗу ускорить реализацию продуктовой политики компании, принятую его Советом директоров еще два года тому назад. В ней значительное место занимает программа создания нового поколения современных дизельных двигателей.