branding imagebranding image
РБК АВТО
Новости
Подписаться на Telegram-канал

Страховщики обсудили права потребителей за круглым столом в РБК

3 марта в пресс-центре РБК состоялся круглый стол, посвященный вопросам соблюдения и защиты прав потребителей в страховании...
3 марта в пресс-центре РБК состоялся круглый стол, посвященный вопросам соблюдения и защиты прав потребителей в страховании. Мероприятие было призвано обозначить основные аспекты данной проблемы, а также определить направления ее решения. В дискуссии приняли участие Вера Юрьевна Балакирева, заместитель директора департамента финансовой политики Министерства финансов, Олег Владимирович Прусаков, начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора, Геннадий Николаевич Черкесов, сопредседатель Союза потребителей РФ, Галина Андреевна Ершова, вице-президент Российского союза автостраховщиков, а также представители страховых компаний РСТК, РОСТРА, РОСНО, СК "Согласие", СК "Оранта", СГ "Уралсиб".
Предметом разговора послужили участившиеся случаи недобросовестных действий со стороны профессиональных участников страхового рынка. Возникло много нареканий в адрес страховых посредников, а также некоторых страховых компаний, оказывающих услуги по страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), которых обвиняют в злоупотреблении доверием, мошенничестве и преднамеренном доведении до банкротства. По оценкам самих страховых компаний, объем ущерба составляет более 500 млн рублей.
Посреднические структуры, получив у страховщиков бланки полисов ОСАГО, реализуют их через собственные агентские сети, после чего скрываются, присвоив собранные средства граждан. В результате более 200 тыс. добропорядочных автовладельцев на сегодняшний день ездят с купленными полисами, по которым страховые компании не несут никакой ответственности. Теоретически, добропорядочного страхователя не должно волновать, получила ли страховая компания заплаченную им страховую премию, ему достаточно доказать, что он ее уплатил. Однако на практике многие страховщики списывают такие полисы, объявляют их утраченными, публикуя о них данные в "малодоступных" СМИ.
В результате десятки тысяч граждан оказываются абсолютно незащищенными перед существующей системой оказания услуг ОСАГО. Более того, на сегодняшний день автовладельцам, которые вынуждены в силу закона быть потребителями страховых услуг, не предоставлено адекватного механизма защиты их интересов и прав. По словам Олега Прусакова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, такие проблемы возникают главным образом из-за недостатка норм законодательства о защите прав потребителей.

"Страховые полисы, которые продаются посредством привлечения страховых посредников, могут не дойти до страховой компании, и как следствие, у страховщика не возникает ответственности за исполнение своих обязательств, – отмечает Вера Балакирева. – Поэтому основной задачей должно являться повышение прозрачности деятельности субъектов страхового рынка и взаимодействия всех органов и общественных организаций в решении проблем, связанных с защитой прав потребителей".
В результате недобросовестных действий посредников откладываются страховые выплаты пострадавшим. Решить проблему возможно при помощи жесткого регулирования посреднической сети. "От страховщика зависит, кому он дает свои полисы, с кем он заключает договор, – поясняет Марат Айнетдинов, вице-президент ГК "Инселия". – Поэтому перед потребителем в первую очередь отвечает страховщик, и не нужно все валить на посредника. А за задержку страховых выплат предлагаю законодательно ввести штрафные санкции – 3% от страховой суммы выплаты".
В результате обсуждения участники определили основные направления дальнейшей работы:
1) внести в закон о защите прав потребителей законодательные нормы, связанные с услугами страхования;
2) разработать механизм регулирования или саморегулирования страховых посредников;
3) повышать экономическую грамотность населения РФ.
Решению последней проблемы при поддержке Минфина и Роспотребнадзора будет посвящена целая программа, которая стартует этим летом и продлится более двух лет. Целью этой инициативы является восполнение образовательного пробела населения в области экономических услуг, в частности страхования.