branding imagebranding image
РБК АВТО
Коммерческий транспорт Евгений Багдасаров
Подписаться на Telegram-канал

Дело «Платона»: как работает система, которой недовольны дальнобойщики

Сколько стоит проезд, как взимают плату и на каких трассах появилась новая система…
Фото: platon.ru
Фото:: platon.ru

Массовые протесты водителей тяжелых грузовиков вынудили Министерство транспорта пересмотреть правила нового дорожного сбора. Чиновники совместно с депутатами Госдумы разработали поправки, отменяющие пятитысячные штрафы за неоплату проезда и значительно смягчающие наказание для собственников грузовых автомобилей.

Если ранее владелец транспортного средства должен был заплатить штраф в 450 тыс. рублей и в 1 млн - за повторное нарушение, то теперь его предлагают снизить до 50 и 100 тыс. рублей. Пока это только поправки, а до их вступления система «Платон» продолжит работать в штатном режиме.

Новым дорожным сбором облагаются тяжелые грузовики в счет возмещения вреда, который они наносят дорогам общего пользования. Соответствующее постановление правительства было принято еще два года назад. Автомобилей свыше 12 тонн насчитывается в России около двух миллионов и по словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Блинкина, ущерб от проезда одного большегруза сопоставим с проездом десятков тысяч легковых автомобилей. Планировалось, что километр федеральной трассы обойдется большегрузу в 3,06 рублей, но до марта следующего года будет работать льготный тариф – 1,53 рубля.

Для сбора средств и фиксации нарушений создана автоматизированная система «Платон», созданная российской компанией «РТ-Инвест Транспортные Системы». Для старта «Платона» был выбран Центральный федеральный округ (ЦФО) – здесь сосредоточено около трети грузовиков массой свыше 12 тонн. На первом этапе установлено 20 рамок контроля на федеральных трассах в Московской и Калужской области, а всего в ЦФО их будет более сотни. На рамных конструкциях установлена фронтальная камера, считывающая госномер, и боковая, которая совместно с лазерным сканером определяет тип грузовика по таким характерным признакам, как количество осей и габариты. В следующем году планируют установить 194 рамки, а в 2017-м – еще 287. Дополнительный контроль за оплатой дорожного сбора обеспечивает сотня автомобилей, оснащенных специальными комплексами фото- и видеофиксации. Данные нарушителей, не оплативших дорожный сбор, отправляются в ГИБДД, которая рассылает штрафы.

Водитель или собственник большегруза должен сначала зарегистрироваться в системе «Платон». Существуют два варианта оплаты нового сбора. Первый – это покупка маршрутной карты, которую можно оформить в офисе компании (их около ста), терминале или на сайте системы. Для тех, кто решил воспользоваться сайтом, существует упрощенный вариант оформления, но ждать проверку данных все равно придется от 5 до 10 дней.

Карта составляется самостоятельно (для этого нужно выбрать от трех до десяти промежуточных точек) и действует в течение месяца с даты начала пути. Водитель должен строго придерживаться маршрута. Например, если на путие ему встретится глухой затор или закрытый из-за ремонта участок, придется оформлять еще одну карту.

Для второго варианта оплаты в грузовик устанавливается специальное бортовое устройство с датчиком ГЛОНАСС/GPS, позволяющее определять маршрут грузовика. А списание оплаты происходит автоматически с лицевого счета владельца. Устройство выдается бесплатно зарегистрированным пользователям в офисах «Платона» и закреплено только за одним автомобилем.

По словам представителя «РТ-Инвест Транспортные Системы», маршрутные карты – самый массовый, быстрый и удобный способ оплаты и, согласно мировому опыту, в первые несколько лет работы подобных систем до 85% пользователей выбирали именно такой вариант.

Дело «Платона»: как работает система, которой недовольны дальнобойщики

Старт автоматизированной системы вызвал массовые протесты водителей грузовиков. Дальнобойщики, которые уже предупредили, что могут перекрыть МКАД, требуют полной отмены дорожного сбора.

«Более 80% наших грузов перевозятся в 12-тонных автомобилях по федеральным дорогам. По росту тарифов пока рано говорить. Рост себестоимости перевозки для нашей компании увеличился примерно на 3-5%. Мы предусматривали вариант увеличения себестоимости перевозок и заранее смогли дополнительно оптимизировать бизнес-процессы, чтобы не заставлять клиентов платить больше. А вот для средних и малых предприятий рост себестоимости может составить все 10-13%, и им гораздо сложнее сдерживать увеличение тарифов», – рассказал руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК» Игорь Алексашов.

 

Дело «Платона»: как работает система, которой недовольны дальнобойщики

В то же время умеренно настроенные игроки рынка жалуются на организационные и технические недоработки, проблемы с онлайн регистрацией и очередями в офисах. «РТ-Инвест Транспортные Системы» подтвердили наличие сбоев. Например, 16 ноября внешние сервисы функционировали медленнее, чем обычно, из-за хакерских атак, но затем работа «Платона» была нормализована. Определенные сложности связаны и с наплывом желающих зарегистрироваться.

«Существенная загрузка всех сервисов системы вызвана тем, что всего за несколько дней до запуска системы и сейчас большая часть обращений перевозчиков в офисы и на сайт связана с прохождением регистрации, хотя офисы и личный онлайн-кабинет были открыты в полтора месяца назад. Сейчас мы видим в региональных офисах очень большой поток пользователей на регистрацию. В октябре было в десятки и сотни раз меньше. Для ускорения процесса мы увеличили режим работы офисов в крупных городах», – пояснил корреспонденту Autonews.ru представитель компании-разработчика.

Кроме того, некоторые компании, решившие расширять парк, столкнулись с дефицитом бортовых устройств. В «РТ-Инвест Транспортные Системы» объяснили, что на грузовые автомобили установлено уже 170 000 бортовых устройств, новая партия находится в производстве. Те, кто оставлял заявки заранее, получили их еще до запуска системы. Те, кто отложил регистрацию по своим личным причинам на последний момент, получат бортовые устройства в порядке очереди.

В отдельных случаях расчет оплаты был произведен некорректно. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов приводит данные о произвольном списании средств, внесенных компаниями-грузоперевозчиками. Такая информация содержится в письме, направленном президенту России Владимиру Путину с призывом ввести тестовый режим для «Платона». Копия этого документа обнародована на сайте бизнес-омбудсмена.
 

Дело «Платона»: как работает система, которой недовольны дальнобойщики

В компании «ПЭК» пожаловались, что система автоматически засчитывает дороги регионального значения как федерального. По словам представителя «РТ-Инвест Транспортные Системы», проблемы некорректного начисления платы по бортовым устройствам и маршрутным картам не носят массового характера и рассматриваются оперативно.

В настоящее время «Платон» работает в штатном режиме и ежедневно пополняет федеральный бюджет. Уже за первые сутки работы системы, согласно данным Росавтодора, дорожный фонд пополнился на 35 млн рублей.

Сейчас в системе уже зарегистрировано около 600 тысяч транспортных средств. При этом через сайт зарегистрировались владельцы порядка 300 тыс. грузовиков. А количество маршрутных карт, оформляемых ежедневно онлайн, достигает 150 тысяч. Бортовыми устройствами, по данным компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», оснащены все крупные логистические компании с парком от 50 автомобилей.

 

Список трасс в Московской области, где установлены рамки стационарного контроля:
 
  • Трасса М-5 «Урал» (Воскресенский р-н)
  • Трасса А-107 ММК «Рязано-Каширское шоссе» (Бронницы г.о.)
  • Трасса М-7 «Волга» (Балашиха г.о.)
  • Трасса М-7 «Волга» (Ногинский р-н)
  • Трасса М-7 «Волга» (Орехово-Зуевский р-н)
  • Трасса М-8 «Холмогоры» (Пушкинский р-н)
  • Трасса М-8 «Холмогоры» (Сергиево-Посадский р-н)
  • Трасса М-10 «Россия» (Солнечногорский р-н)
  • Трасса М-10 «Россия» (Клинский р-н)
  • Трасса А-107 ММК «Дмитровско-Ярославское шоссе» (Пушкинский р-н)
  • Трасса А-104 «Москва-Дмитров-Дубна» (Дмитровский р-н)
  • Трасса А-103 «Щелковское шоссе» (Щелковский р-н)
  • Трасса А-108 МБК «Горьковско-Егорьевское шоссе» (Орехово-Зуевский р-н)
  • Трасса А-104 «Москва-Дмитров-Дубна» (Мытищинский р-н)
  • Трасса А-108 МБК «Ленинградско-Дмитровское шоссе» (Дмитровский р-н)
  • Трасса А-108 МБК «Егорьевско-Рязанское шоссе» (Воскресенский р-н)
  • Трасса А-108 МБК «Минско-Волоколамское шоссе» (Рузский р-н)
  • Трасса А-108 МБК «Ленинградско-Дмитровское шоссе» (Клинский р-н)