branding imagebranding image
РБК АВТО
Коммерческий транспорт
Подписаться на Telegram-канал

Портал, робот и матрешка. Каким будет общественный транспорт будущего

Китайцы разработали автобус, который едет над дорогой, а Tesla планирует создать пассажирский беспилотник...
Портал, робот и матрешка. Каким будет общественный транспорт будущего

В Китае начались испытания необычного «сквозного» транспортного средства TEB-1 (Transit Elevated Bus): его пассажирский салон расположен более чем в двух метрах над землей, а под ним, словно в тоннеле, могут свободно проезжать автомобили. Автобус-портал из Поднебесной с рельсово-колесным ходом передвигается на электротяге и вмещает 300 пассажиров. Его длина достигает 22 м, ширина – 7,8 м, а высота – 4,8 метра.

Еще пять лет назад китайцы планировали запустить надземный автобус на маршруте протяженностью почти 200 километров, но дорожные испытания прототипа начались только сейчас. Пока TEB-1 ездит по короткому маршруту длиной всего 300 метров, построенному в городе Циньхуандао в провинции Хэбэй. Регулярное движение планируют запустить через пару лет, хотя в самом Китае некоторые эксперты относятся к этой идее со скепсисом и указывают, что транспортное средство слишком тяжело и не сможет проехать под существующими мостами. Помимо TEB-1 существует множество проектов общественного транспорта будущего.
 

GM Fiturliner

Производители автобусов всегда были не прочь показать, что будет через 10-15 лет. И, если сейчас признаком будущего стало автономное вождение и компактные размеры, то более полувека назад – это был необычный обтекаемый кузов. Например, General Motors в 40-х - 50-х построил дюжину необычных автобусов GM Futurliner с дизайном Харли Эрла - автора послевоенного «плавникового» стиля. Эти машины были созданы не для перевозки пассажиров и использовались в выставке «Парад прогресса» в качестве передвижных павильонов. Внутри их кузовов размещали достижения техники того времени, например, реактивные двигатели, телевизоры, микроволновые печи.
 
 

Superbus

Один из самых необычных современных проектов – автобус-суперкар Superbus, способный разгоняться до 250 километров в час. Его в начале 2000-х придумал голландский космонавт Вюббо Оккелс, а в создании машины участвовали специалисты технического университета Дельфта и инженер BMW-Williams F1 Антони Терци. Автобус длиной 15 м был рассчитан на 23 пассажиров и оснащался 16-ю дверями типа «крыло чайки». Он должен был курсировать по специальной междугородней выделенной трассе с максимальной скоростью. Запас хода полностью электрического Superbus превышал 200 километров. Голландским проектом заинтересовались в Эмиратах, планировалось, что сверхскоростной автобус свяжет Дубаи и Абу-Даби. Однако после смерти Вюббо Оккелса в 2014 году проект, возможно временно, «заглох».
 
 

Автобус Tesla

Компания Tesla Motors также увлечена разработкой общественного транспорта будущего. Помимо вакуумного поезда Hyperloop, теоретически способного развивать скорость до 1200 км/ч, американцы планируют уже в следующем году создать собственный электробус. Согласно генеральному плану авторства Элона Маска, «Теслабус» будет очень компактным, так как автопилот позволит отказаться от функций водителя. При этом достаточно вместительным, чтобы взять на борт инвалидные коляски и велосипеды. Вызвать автобус можно будет с помощью телефона или кнопки, расположенной на остановке.
 

Портал, робот и матрешка. Каким будет общественный транспорт будущего

 

Mercedes-Benz Future Bus

В июле этого года на дороги вышел еще один автобус будущего – Mercedes-Benz Future Bus. Он создан на базе серийной модели Citaro с обычным дизелем Евро-6. Управляет им система автономного вождения CityPilot, которая умеет останавливаться перед светофорами, видит пешеходов, подъезжает к остановками и открывает двери. Mercedes-Benz Future Bus может самостоятельно ехать со скоростью 70 км/ч, но в кабине на всякий случай находится водитель, чтобы в сложной ситуации взять управление на себя. При этом автобус будущего запустили на довольно протяженном маршруте длинной около 20 км из аэропорта Схипхол в город Харлем.
 
 

EZ10 Robot Shuttle

В Японии первый автобус–беспилотник был запущен в июле, но масштабы там скромнее. EZ10 Robot Shuttle вмещает всего 12 человек и способен двигаться со скоростью 5-7 км в час. Маршрут робота – всего 400 метров между токийским парком Тоесуна и гипермаркетом. Это расстояние он преодолевает за 5 минут, делая две остановки. Пока это скорее своеобразный аттракцион, для детей даже действует 50-процентная скидка, но в будущем с помощью беспилотников в Японии планируют значительно снизить смертность в ДТП.
 
 

Volgabus M2B8

Российский беспилотник M2B8 был разработан совместно автобусным производителем Volgabus, фирмой Bakulin Motors, рязанским КБ «Аврора» и специалистами технопарка Сколково. Автобус построен на модульной платформе Matreshka, позволяющей, помимо пассажирского транспорта, создавать автономные машины для коммунальных служб. Он передвигается без водителя с помощью самообучаемого программного обеспечения, которое получает данные с лазерных сканеров, видеокамер и передатчика GPS/ГЛОНАСС. Автобус рассчитан на шестерых пассажиров и способен развивать скорость до 30 км в час. Литиево-железофосфатная батарея заряжается за 4 часа и обеспечивает запас хода в 130 километров. Первую партию таких машин планируют испытать в Волгограде во время чемпионата мира по футболу
 
 

Toyota FC bus

Компания Toyota, в 2014 году запустившая серийное производство водородного седана Mirai, решила протестировать силовую установку на топливных элементах на общественном транспорте. Автобус, созданный совместно с коммерческим подразделением Hino Motors, был испытан в прошлом году в Токио. Это обычная городская модель, рассчитанная на 26 сидячих и 50 стоячих мест. Автобус оснастили установкой от Mirai с двумя электрохимическими генераторами и электромотором. Каждый электродвигатель развивает 154 л.с. и 335 Нм момента и питается электричеством, получаемым от реакции водорода и кислорода. Выхлоп у такой силовой установки безвредный – это вода, однако стоимость транспорта на топливных элементах очень высока, а инфраструктура водородных заправок все еще развита слабо.
 
 

Landliner

Идея портального автобуса не нова, аналогичный надземный вид транспорта в 70-х годах прошлого века предлагали американские архитекторы Крэйг Ходжетс и Лестер Уокер для Нью-Йорка. Придуманный ими Landliner все время должен был находиться в движении, а пассажиры попадали в него прямо в обычных автобусах. Внутри же располагались рестораны, смотровые площадки, тренажерный зал и даже театр.
 

Портал, робот и матрешка. Каким будет общественный транспорт будущего


Евгений Багдасаров
Фото: компании производители, autowp.ru, globallookpress.com/
Видео: youtube.com