И пули свистят: из чего делают броню для автомобилей
Mercedes-Benz рассекретил бронированный седан S-Class. Пуленепробиваемая версия представительского седана получила название Guard. Как заявляет производитель, броня S-Class соответствует уровню VR6/VR7 – по европейской классификации DIN/ЕС это наивысший уровень защиты. Автомобиль может выдержать, например, выстрел бронебойными патронами. Если на лобовое стекло S-Class Guard положить гранату, то после взрыва машина сможет спокойно продолжить движение. Наезд на мину тоже не станет для автомобиля фатальным благодаря усиленному днищу и специальным покрышкам. Ехать он, скорее всего, уже не сможет, но сохранить жизнь пассажирам - в состоянии.
Новый Mercedes-Benz S-Class Guard собирается полностью вручную на предприятии в Зиндельфингене (южная Германия). Рабочие завода снимают обшивку дверей и прикручивают болтами листовой металл толщиной в пять сантиметров. Лобовое стекло также устанавливается вручную. Его толщина – 10 сантиметров, а вес – 135 килограммов. Впрочем, технология сборки пуленепробиваемого Mercedes-Benz отличается от других бронированных моделей незначительно. Мы разобрались, как обычную машину превращают в надежную капсулу.
Кузов
Наиболее уязвимые части современного автомобиля – это двери. Поэтому первый шаг при бронировании машины заключается в снятии дверей и удалении обшивки. При этом цель специалистов заключается в заполнении всех существующих пустот в конструкции двери. Для этого их разрезают и вставляют туда металлические пластины. В зависимости от уровня бронирования, это может быть как обычный листовой металл (дешевая и очень надежная броня), так и баллистический нейлон или кевлар (по аналогии с бронежилетами). При этом непременным атрибутом пуленепробиваемой машины становится третья усиленная петля на дверях – в противном случае они могут просто отвалиться. Пол и потолок, помимо листов металла, усиливают баллистическими тканями на основе арамидных волокон.
Главная задача проектировщиков заключается в том, чтобы максимально насытить кузов защитными элементами, но при этом не изменить экстерьер. Иными словами, ничто во внешности представительского седана не должно выдавать его дополнительную защиту от пуль. Как правило, в бампера устанавливают усилители для поглощения лобового столкновения. Их основная задача заключается в защите радиатора – самого уязвимого места пуленепробиваемой модели.
Стекла
Остекление автомобиля – наименее уязвимая часть. Если машина отвечает наивысшим уровням защиты, то стрелять в стекла не имеет никакого смысла, особенно, в лобовое. Боковые стекла представляют собой «сэндвич» из поликарбоната и свинцового стекла. Толщина самого тонкого стекла, которое устанавливают на бронированные машины, составляет два сантиметра. Такое стекло может выдержать выстрелы из оружия калибра 9 миллиметров. Самые толстые боковые стекла – 5-сантиметровые. Они защищают пассажиров от выстрелов со снайперской винтовки.
Новый Mercedes-Benz S-Class Guard собирается полностью вручную на предприятии в Зиндельфингене (южная Германия). Рабочие завода снимают обшивку дверей и прикручивают болтами листовой металл толщиной в пять сантиметров. Лобовое стекло также устанавливается вручную. Его толщина – 10 сантиметров, а вес – 135 килограммов. Впрочем, технология сборки пуленепробиваемого Mercedes-Benz отличается от других бронированных моделей незначительно. Мы разобрались, как обычную машину превращают в надежную капсулу.
Кузов
Наиболее уязвимые части современного автомобиля – это двери. Поэтому первый шаг при бронировании машины заключается в снятии дверей и удалении обшивки. При этом цель специалистов заключается в заполнении всех существующих пустот в конструкции двери. Для этого их разрезают и вставляют туда металлические пластины. В зависимости от уровня бронирования, это может быть как обычный листовой металл (дешевая и очень надежная броня), так и баллистический нейлон или кевлар (по аналогии с бронежилетами). При этом непременным атрибутом пуленепробиваемой машины становится третья усиленная петля на дверях – в противном случае они могут просто отвалиться. Пол и потолок, помимо листов металла, усиливают баллистическими тканями на основе арамидных волокон.
Главная задача проектировщиков заключается в том, чтобы максимально насытить кузов защитными элементами, но при этом не изменить экстерьер. Иными словами, ничто во внешности представительского седана не должно выдавать его дополнительную защиту от пуль. Как правило, в бампера устанавливают усилители для поглощения лобового столкновения. Их основная задача заключается в защите радиатора – самого уязвимого места пуленепробиваемой модели.
Стекла
Остекление автомобиля – наименее уязвимая часть. Если машина отвечает наивысшим уровням защиты, то стрелять в стекла не имеет никакого смысла, особенно, в лобовое. Боковые стекла представляют собой «сэндвич» из поликарбоната и свинцового стекла. Толщина самого тонкого стекла, которое устанавливают на бронированные машины, составляет два сантиметра. Такое стекло может выдержать выстрелы из оружия калибра 9 миллиметров. Самые толстые боковые стекла – 5-сантиметровые. Они защищают пассажиров от выстрелов со снайперской винтовки.
Однако только лишь установкой толстых пуленепробиваемых стекол ограничиться нельзя. Весит такое стекло в несколько раз больше обычного, поэтому необходима усиленная конструкция стеклоподъемника. В противном случае оно может провалиться.
Шины
История о том, что у бронированных машин шины не имеют полости и целиком состоят из прессованной резины, - это миф. На большинство пуленепробиваемых моделей устанавливают покрышки с технологией Run-flat. У таких шин усилены боковины, а наличие специального поддерживающего компонента позволяет двигаться даже будучи полностью спущенными. Если колесо пробьет пуля, то оно сможет преодолеть без воздуха до 50 километров.
В качестве альтернативы на бронированные машины могут устанавливать обычную резину, но с плотным кольцом внутри, состоящим из полимеров. Если колесо прострелят, то на внутреннем кольце автомобиль сможет проехать еще примерно 90 километров. Правда, после такой поездки покрышку придется выбросить.
Подвеска и мотор
Как правило, на бронированные версии устанавливают топовый двигатель, так как автомобиль весит порой в полтора-два раза больше своей гражданской версии. В случае с Mercedes-Benz S-Class Guard машина получила силовой агрегат от самой мощной и быстрой версии W222 – S600. Наддувный V12 объемом 6,0 литров выдает 530 л. с. и 830 Нм крутящего момента. Работает мотор в паре с семиступенчатым «автоматом».
Что касается подвески бронированных машин, то и они нуждаются в доработке из-за увеличенной снаряженной массы. Стандартная доработка – усиленные амортизаторы и пружины, а также рычаги подвески из прочных сталей и сплавов.
Цена
Стоимость бронированных моделей примерно на 15-30% выше, чем стоят точно такие же версии, но в гражданском кузове. Например, новый Mercedes-Benz S600 Guard будет стоить порядка 200 тысяч евро (9,5 млн рублей) против 8,5 млн за версию S600 в обычном кузове.
В Москве есть несколько компаний, специализирующихся на бронировании серийных моделей. В зависимости от типа кузова, возраста и специфики конкретной машины, стоимость услуги может доходить до двух миллионов рублей.
Где пользуются спросом
Если речь идет о бронированных автомобилях, выпущенных при поддержке завода-изготовителя самой модели, то такие машины пользуются спросом в основном в странах Латинской и Южной Америки. Например, в прошлом году больше всего бронированных машин было продано в Бразилии. Для сравнения, уровень преступности там в пять раз выше, чем в США.
Сводной статистики по количеству проданных бронированных автомобилей в России на текущий момент нет. В США же за 20 лет официально было поставлено и реализовано 5,5 тысяч таких автомобилей. Причем, все покупатели – частные лица.
Роман Фарботко