Chevrolet Niva за 11 миллиардов: что мешает новинке стать серийной
У нового поколения Chevrolet Niva появился шанс встать на конвейер. Несколько месяцев работы по запуску внедорожника были заморожены из-за недостатка финансирования, однако правительство Самарской области заявило, что будет содействовать в реализации проекта по запуску новой «Шевроле Нивы» в 2016 году. По оценкам областного Минпрома, это потребует почти 11-миллиардных инвестиций.
Решение о выпуске Chevrolet Niva-2 совет директоров СП GM-AvtoVAZ принял еще в 2012 году. Разработчики планировали сохранить силовой каркас прежнего внедорожника, компоновку с продольным расположением мотора, но сделать машину крупнее. Привод оставался постоянным полным, с пониженным рядом, но инженеры решили избавиться от промежуточного вала между коробкой передач и раздаткой – источника вибраций. Автомобиль планировали оснащать более мощным мотором 1,8 л (135 л.с. и 170 Нм) разработки PSA Peugeot Citroen, а для сборки этих силовых агрегатов планировали построить завод в Особой экономической зоне «Тольятти» совместно с индийской компанией Avtec LTD. Поставщиком механический трансмиссий Isuzu также выступила Avtec – их сборкой, а также производством раздаточных коробок должен был заняться тольяттинский завод высокоточных изделий.
В августе 2014 г. на Московском автосалоне показали концепт новой Chevrolet Niva. Смелый дизайн машины с причудливой формой задней стойки создал дизайнер GM Ондрей Коромаз, ранее работавший над седаном Holden Commodore и «заряженным» хэтчем Aveo RS. Концепт «засветил» элементы стиля будущих Chevrolet: узкие фары с тонкой перемычкой радиаторной решетки, нижний воздухозаборник шестиугольной формы. По этой причине недавно обновившийся кроссовер Chevrolet Trax (в России он некоторое время продавался под названием Tracker) напоминает концепт «Шевроле Нивы» двухлетней давности. Интерьер концепта оказался не таким передовым – с большим количеством деталей, унифицированных еще с дорестайлинговым Trax.
Первоначально планировалось, что новая модель GM-AvtoVAZ пойдет в серию в конце 2015 года. Для ее производства в ОЭЗ «Тольятти» на территории 20 га было развернуто строительство нового комплекса для штамповки и сварки кузовов. Благодаря ему, СП становилось независимым от поставок кузовных деталей с АвтоВАЗа и могло производить 120 тысяч машинокомплектов ежегодно. В октябре 2014 г., спустя два месяца после дебюта концепта, на территорию завода начали завозить оборудование, включая прессы Hyundai Rotem для штамповки самых крупных и сложных деталей будущего автомобиля. Наладку оборудования планировали начать в 2015 году. Однако в декабре стало известно, что сроки выхода машины могут быть сдвинуты – темпы строительства производственных площадей отставали от графика.
В марте для новой Niva наступили черные времена. Сначала JV-Systems, дочерная компания «Джи Эм-АвтоВАЗ», разорвала контракт с компанией «Автозаводстрой», занятой строительством новых цехов для производства внедорожника второго поколения. С точки зрения «Джи Эм-АвтоВАЗ», подрядчик не исполнял обязательство по срокам и не предоставлял отчетов. Однако пресс-служба «Автозаводстроя» заявила, заказчик прекратил финансирование строительства. Затем General Motors решил минимизировать свое присутствие на российском рынке и утратил интерес к внедорожнику нового поколения. АвтоВАЗ также не был сильно заинтересован в появлении конкурента новой Lada 4х4. В итоге, когда новый завод был построен на 85%, «Джи Эм-АвтоВАЗ» объявил о заморозке работ по новой «Шевроле Ниве» из-за недостатка финансирования.
К новому внедорожнику проявило интерес правительство Самарской области, которому был выгоден запуск производственного комплекса мощностью 120 тыс. машинокомплектов в год и развитие предприятий-смежников. Кроме того, существующая «Шевроле Нива» устарела, и ее популярность падает уже третий год подряд. В 2015 г. завод выпустил чуть больше 34 тыс. машин, план на 2016 г. – такой же.
К концу 2015 г. в судьбе Chevrolet Niva наметились изменения, и не последнюю роль здесь сыграли областные власти, которым удалось заручиться поддержкой федерального правительства. В июле Арбитражный суд обязал «Автозаводстрой» Игоря Кадырова освободить площадку и передать недостроенный завод JV-Systems. А в августе выпуск Chevrolet Niva-2 был одобрен акционерами совместного предприятия.
Главной проблемой на пути новой «Шевроле Нивы» к конвейеру стало финансирование. В начале года гендиректор «Джи Эм АвтоВАЗ» Джеффри Гловер докладывал губернатору Самарской области Николаю Меркушкину, что для запуска внедорожника не хватает четырех миллиардов рублей. В июле СП вело переговоры с ВТБ и Сбербанком о выделении кредита на более крупную сумму – 12 миллиардов. В публичной декларации Министерства промышленности и технологий Самарской области на 2016 год содержится другая сумма – 10,8 млрд рублей.
В пресс-службе «Джи Эм-АвтоВАЗ» подтвердили, что ведут активную работу по получению кредита. Причем, серьезную поддержку в этом направлении компании оказывают правительство РФ и Самарской области. Работа над новым поколением внедорожника продолжается, тем не менее, каких-либо точных сроков представители СП не называют.
Несмотря на то, что Николай Меркушкин называет Chevrolet Niva-2 детально проработанным проектом, с технической частью новой машины не все так однозначно. В настоящее время проект по строительству моторного завода «АЗ Пауэртрэйн», который должен был выпускать моторы 1,8 л, заморожен. Закупки импортных моторов и трансмиссий негативно скажутся на цене машины. В декабре СП вело переговоры с АвтоВАЗом о поставке новых моторов 1,8 для нынешней «Шевроле Нивы». Портал rusautomobile.ru сообщает, что они завершились безуспешно. Агрегат схожего объема разработан на основе вазовского 21214 тольяттинская компания «Супер-Авто». Этим двигателем сейчас можно оснастить внедорожник за небольшую доплату. Гипотетически с него можно снять больше, чем 93 л.с. и 150 Нм, однако существующая коробка передач накладывает ограничения.
Вопрос о моторе и трансмиссии новой Chevrolet Niva пока остается открытым, несмотря на то, что внедорожник уже прошел испытания в Европе и России. В этом, вероятно, кроется причина осторожных комментариев со стороны GM-AvtoVAZ. Представители СП говорят, что новая машина будет внешне соответствовать концепту, представленному на Московском международном автосалоне, но пока официально ее технических подробностей не раскрывают.
Евгений Багдасаров
Фото и видео: GM-AVTOVAZ
Решение о выпуске Chevrolet Niva-2 совет директоров СП GM-AvtoVAZ принял еще в 2012 году. Разработчики планировали сохранить силовой каркас прежнего внедорожника, компоновку с продольным расположением мотора, но сделать машину крупнее. Привод оставался постоянным полным, с пониженным рядом, но инженеры решили избавиться от промежуточного вала между коробкой передач и раздаткой – источника вибраций. Автомобиль планировали оснащать более мощным мотором 1,8 л (135 л.с. и 170 Нм) разработки PSA Peugeot Citroen, а для сборки этих силовых агрегатов планировали построить завод в Особой экономической зоне «Тольятти» совместно с индийской компанией Avtec LTD. Поставщиком механический трансмиссий Isuzu также выступила Avtec – их сборкой, а также производством раздаточных коробок должен был заняться тольяттинский завод высокоточных изделий.
В августе 2014 г. на Московском автосалоне показали концепт новой Chevrolet Niva. Смелый дизайн машины с причудливой формой задней стойки создал дизайнер GM Ондрей Коромаз, ранее работавший над седаном Holden Commodore и «заряженным» хэтчем Aveo RS. Концепт «засветил» элементы стиля будущих Chevrolet: узкие фары с тонкой перемычкой радиаторной решетки, нижний воздухозаборник шестиугольной формы. По этой причине недавно обновившийся кроссовер Chevrolet Trax (в России он некоторое время продавался под названием Tracker) напоминает концепт «Шевроле Нивы» двухлетней давности. Интерьер концепта оказался не таким передовым – с большим количеством деталей, унифицированных еще с дорестайлинговым Trax.
Первоначально планировалось, что новая модель GM-AvtoVAZ пойдет в серию в конце 2015 года. Для ее производства в ОЭЗ «Тольятти» на территории 20 га было развернуто строительство нового комплекса для штамповки и сварки кузовов. Благодаря ему, СП становилось независимым от поставок кузовных деталей с АвтоВАЗа и могло производить 120 тысяч машинокомплектов ежегодно. В октябре 2014 г., спустя два месяца после дебюта концепта, на территорию завода начали завозить оборудование, включая прессы Hyundai Rotem для штамповки самых крупных и сложных деталей будущего автомобиля. Наладку оборудования планировали начать в 2015 году. Однако в декабре стало известно, что сроки выхода машины могут быть сдвинуты – темпы строительства производственных площадей отставали от графика.
В марте для новой Niva наступили черные времена. Сначала JV-Systems, дочерная компания «Джи Эм-АвтоВАЗ», разорвала контракт с компанией «Автозаводстрой», занятой строительством новых цехов для производства внедорожника второго поколения. С точки зрения «Джи Эм-АвтоВАЗ», подрядчик не исполнял обязательство по срокам и не предоставлял отчетов. Однако пресс-служба «Автозаводстроя» заявила, заказчик прекратил финансирование строительства. Затем General Motors решил минимизировать свое присутствие на российском рынке и утратил интерес к внедорожнику нового поколения. АвтоВАЗ также не был сильно заинтересован в появлении конкурента новой Lada 4х4. В итоге, когда новый завод был построен на 85%, «Джи Эм-АвтоВАЗ» объявил о заморозке работ по новой «Шевроле Ниве» из-за недостатка финансирования.
К новому внедорожнику проявило интерес правительство Самарской области, которому был выгоден запуск производственного комплекса мощностью 120 тыс. машинокомплектов в год и развитие предприятий-смежников. Кроме того, существующая «Шевроле Нива» устарела, и ее популярность падает уже третий год подряд. В 2015 г. завод выпустил чуть больше 34 тыс. машин, план на 2016 г. – такой же.
К концу 2015 г. в судьбе Chevrolet Niva наметились изменения, и не последнюю роль здесь сыграли областные власти, которым удалось заручиться поддержкой федерального правительства. В июле Арбитражный суд обязал «Автозаводстрой» Игоря Кадырова освободить площадку и передать недостроенный завод JV-Systems. А в августе выпуск Chevrolet Niva-2 был одобрен акционерами совместного предприятия.
Главной проблемой на пути новой «Шевроле Нивы» к конвейеру стало финансирование. В начале года гендиректор «Джи Эм АвтоВАЗ» Джеффри Гловер докладывал губернатору Самарской области Николаю Меркушкину, что для запуска внедорожника не хватает четырех миллиардов рублей. В июле СП вело переговоры с ВТБ и Сбербанком о выделении кредита на более крупную сумму – 12 миллиардов. В публичной декларации Министерства промышленности и технологий Самарской области на 2016 год содержится другая сумма – 10,8 млрд рублей.
В пресс-службе «Джи Эм-АвтоВАЗ» подтвердили, что ведут активную работу по получению кредита. Причем, серьезную поддержку в этом направлении компании оказывают правительство РФ и Самарской области. Работа над новым поколением внедорожника продолжается, тем не менее, каких-либо точных сроков представители СП не называют.
Несмотря на то, что Николай Меркушкин называет Chevrolet Niva-2 детально проработанным проектом, с технической частью новой машины не все так однозначно. В настоящее время проект по строительству моторного завода «АЗ Пауэртрэйн», который должен был выпускать моторы 1,8 л, заморожен. Закупки импортных моторов и трансмиссий негативно скажутся на цене машины. В декабре СП вело переговоры с АвтоВАЗом о поставке новых моторов 1,8 для нынешней «Шевроле Нивы». Портал rusautomobile.ru сообщает, что они завершились безуспешно. Агрегат схожего объема разработан на основе вазовского 21214 тольяттинская компания «Супер-Авто». Этим двигателем сейчас можно оснастить внедорожник за небольшую доплату. Гипотетически с него можно снять больше, чем 93 л.с. и 150 Нм, однако существующая коробка передач накладывает ограничения.
Вопрос о моторе и трансмиссии новой Chevrolet Niva пока остается открытым, несмотря на то, что внедорожник уже прошел испытания в Европе и России. В этом, вероятно, кроется причина осторожных комментариев со стороны GM-AvtoVAZ. Представители СП говорят, что новая машина будет внешне соответствовать концепту, представленному на Московском международном автосалоне, но пока официально ее технических подробностей не раскрывают.
Евгений Багдасаров
Фото и видео: GM-AVTOVAZ