Шеф-дизайнер Porsche: «Мне нравится работать с русскими - они не сдаются»
Компания Porsche представила на автосалоне в Женеве две новинки – 911 R и родстер 718 Boxster. Мы встретились с главным дизайнером немецкого бренда Михаэлем Мауэром и узнали, почему внешность Porsche радикально не меняется уже несколько десятилетий, как будут выглядеть машины с автопилотом, и что он думает о дизайнерах из России.
– С каждым годом автомобили концерна VW становятся все более похожими друг на друга, но Porsche удается оставаться за скобками. Отличается ли подход к разработке дизайна у Porsche от подхода других брендов концерна?
– Прежде всего, Porsche – это производитель спортивных автомобилей. Поэтому мы обладаем большей свободой в отношении архитектуры автомобиля. Кроме того, когда дело касается языка дизайна, далеко не каждый бренд может похвастаться такой богатой историей. Первый Porsche 911 был выпущен в 1963 г. и с тех пор компания постоянно совершенствует его дизайн. Такой эволюционный подход оказался очень успешным, ведь мы используем этот язык дизайна и на других моделях нашей марки. Я думаю, это и отличает нас от других брендов концерна.
– Каким из реализованных в последние годы проектов вы как дизайнер гордитесь больше всего?
– Это то же самое, как спросить родителей, кого из своих детей они любят больше. А вообще это всегда последний проект, в котором ты принимал участие. Что касается бренда Porsche… Я больше всего горжусь автомобилями, которые мы показали на сегодняшней пресс-конференции (718 Boxster и 911 R – прим. редактора).
– С каждым годом автомобили концерна VW становятся все более похожими друг на друга, но Porsche удается оставаться за скобками. Отличается ли подход к разработке дизайна у Porsche от подхода других брендов концерна?
– Прежде всего, Porsche – это производитель спортивных автомобилей. Поэтому мы обладаем большей свободой в отношении архитектуры автомобиля. Кроме того, когда дело касается языка дизайна, далеко не каждый бренд может похвастаться такой богатой историей. Первый Porsche 911 был выпущен в 1963 г. и с тех пор компания постоянно совершенствует его дизайн. Такой эволюционный подход оказался очень успешным, ведь мы используем этот язык дизайна и на других моделях нашей марки. Я думаю, это и отличает нас от других брендов концерна.
– Каким из реализованных в последние годы проектов вы как дизайнер гордитесь больше всего?
– Это то же самое, как спросить родителей, кого из своих детей они любят больше. А вообще это всегда последний проект, в котором ты принимал участие. Что касается бренда Porsche… Я больше всего горжусь автомобилями, которые мы показали на сегодняшней пресс-конференции (718 Boxster и 911 R – прим. редактора).
Главный дизайнер Porsche Михаэль Мауэр
– Вы наверняка уже успели познакомиться с новинками автосалона. Какой автомобиль произвел на вас наибольшее впечатление?
– Я считаю, что дизайнеру очень важно присматриваться к концептам других компаний. На данный момент у меня было всего 30 минут на очень быстрое ознакомление с выставкой. За это время я не успел выделить для себя какой-то автомобиль в целом, но я подметил некоторые интересные детали: например, этот полупрозрачный материал, фары, задние фонари, цвета… Из концептов я также не могу припомнить чего-то выдающегося, чего-то абсолютно нового. На мой взгляд, это одна из проблем современных выставок – они перестали удивлять.
– На автосалоне был представлен Bugatti Chiron, над которым работал дизайнер из России. Вам когда-нибудь доводилось работать с российскими специалистами?
– В нашей команде есть несколько специалистов из России, правда, они инженеры, а не дизайнеры, но они помогают нам, дизайнерам, воплощать в жизнь наши идеи. Мне очень нравится работать с русскими: они очень трудолюбивы и много работают над тем, чтобы сделать задумки дизайнеров реальностью, а еще они никогда не сдаются.
– Как вы думаете, почему российским дизайнера не удается создать действительно красивый автомобиль у себя на родине?
– Я не в курсе всей ситуации, но я хочу сказать следующее. Для творчества и генерации идей требуется поддержка компании, требуется финансирование, важно, чтобы руководство верило в то, что ты делаешь, необходимы маркетинговые специалисты. Я уверен, что российские дизайнеры – отличные специалисты, просто им нужно создать соответствующие условия.
– На прошедшем вчера мероприятии очень много времени было посвящено электрокарам и мобильности будущего. На ваш взгляд, дизайн электрокара и автомобиля с автопилотом должен отличаться от дизайна традиционных автомобилей?
– Давайте рассмотрим архитектуру автомобиля, его оснащение. Здесь можно выделить три основных момента: двигатель, пассажиры и функциональность. Сегодня мы приближаемся к той точке, когда двигатель в том виде, каким мы его знаем, отпадает. Для нас, дизайнеров, это дает больше свободы и я считаю, архитектура и внешний вид должны намекать на то, что в автомобиле используются новые технологии. А теперь посмотрите на интерьер. Отпадает необходимость в руле, педалях и прочих типичных для традиционных автомобилей элементах управления. Значит, задача дизайнера состоит в том, чтобы создать принципиально новый интерьер. Но когда мы говорим об интерьере беспилотного автомобиля, возникает один очень важный вопрос: а когда из автомобилей исчезнут рули, и произойдет ли это сразу или будет какая-то переходная стадия? Кроме того, отсутствие традиционного двигателя в моторном отсеке позволяет разместить пассажиров где угодно. Но, с другой стороны, есть много ограничений, в том числе с точки зрения безопасности. Например, вы не можете размещать пассажиров слишком близко к передней части автомобиля, поскольку при столкновении они могут пострадать. Но все же я считаю, что тут есть простор для творчества и да, такие автомобили должны выделяться на фоне остальных.
– Есть мнение среди коллег, что в Porsche долго сопротивлялись тенденции с острыми гранями в дизайне. Но мы какие-то элементы из этой области уже увидели на новом Boxster. Это действительно какой-то тренд в автомобильном дизайне? И что сейчас модно, на ваш взгляд?
– Как дизайнер я могу сказать: да, дизайн развивается, появляется больше острых граней. Это своеобразное выражение технологичности автомобилей, символ прогрессирования технологий. Так что такая тенденция действительно существует. Но с другой стороны, у нас есть богатая традициями история дизайна, свой язык дизайна. Мы не будем незамедлительно вливаться в эту тенденцию, хотя и заинтересованы в дальнейшем развитии нашего языка дизайна. Наша цель – создать более прецизионный облик. Именно поэтому я использовал несколько более острые грани. Для нас сочетание плавных и острых линий, определенных цветов – это способ придать автомобилю более прецизионный вид.
– Вы очень много говорите о традиционности в дизайне, но это касается спорткаров. Сложнее было разрабатывать дизайн кроссоверов Macan и Cayenne?
– Не скажу, что это было просто. Мы проанализировали дизайн Porsche 911, модели, которая является сердцем нашего бренда, и выделили несколько элементов дизайна, формирующих индивидуальность наших автомобилей. Мы использовали эти элементы на автомобилях, которые не являются спорткарами в традиционном смысле этого слова. Взгляните на особую форму передней части автомобилей Porsche, их крылья. Она присуща всем моделям - от 911 с задним расположением двигателя до Cayenne и Panamera. У наших автомобилей нет традиционной решетки радиатора, у них есть только воздухозаборник. Элементы дизайна, позаимствованные от 911, прослеживаются на любой модели Porsche, даже если это не 911, Boxster или 918. Это и придает каждой из них фирменный стиль Porsche. Наряду с этим, мы стараемся наделить каждый наш автомобиль индивидуальным дизайном. Это называется индивидуальностью продукта. Поэтому мы всегда добавляем новые элементы, постепенно, шаг за шагом, развивая наш язык дизайна.
– На ваш взгляд, какой из когда-либо выпущенных автомобилей Porsche самый красивый?
– Это сложный вопрос. На мой взгляд, они все красивые. Мне очень нравится гоночный болид 917, особенно его задняя часть при взгляде сбоку, 550, 904… Я люблю классические гоночные автомобили Porsche, они такие мощные, брутальные. Я повторюсь, у Porsche много красивых автомобилей, и все они мне нравятся. Из современного модельного ряда я очень горжусь кроссовером Macan, он отличается великолепными пропорциями и чистыми линиями.
Роман Фарботко
Фото: РБК, Porsche, Autoblog.com, Victorjongoico.david-piendl.de