Самый умный
Первое и, пожалуй, самое главное, что поразило журналистов, экспертов и еще впечатлит будущих покупателей, – количество всевозможной электроники в новом флагманском седане Mercedes-Benz. По сравнению с этим автомобилем «умный дом» примерно так же технологичен, как Nokia 3310 в сопоставлении с iPhone 5. Загибайте пальцы: S-класс – это первый в мире автомобиль, который...
Раз. Обладает подвеской, способной оценивать состояние дорожного полотна. Системы Road Surface Scan и Magic Body Control с помощью стереоскопической видеокамеры отслеживают дорогу перед машиной и в зависимости от ее качества самостоятельно меняют жесткость подвески. Отдельно на каждом колесе. В зависимости от дорожных условий система может работать на скоростях до 130 км/ч. Единственный нюанс – она не функционирует в режиме «спорт», только в «комфорте».
Все это мы узнали от одного из создателей Magic Body Control, который с улыбкой объяснил принцип работы новинки после моего удивленного «Как?», когда автомобиль проехал яму, абсолютно не передав пассажирам изменения рельефа дороги. Вообще же, все S-классы по-прежнему оснащаются адаптивной подвеской с гидравлическими элементами, которые удерживают кузов от клевков и кренов. На топовых версиях используется активная пневмоподвеска, которая поднимает или опускает кузов в зависимости от дорожных условий.
Два. Не имеет ни одной лампы накаливания. Повальный переход на диоды – очевидная тенденция последних лет, однако полностью отказаться от классических ламп до этого момента ни одному из автопроизводителей не удавалось. В новом S-класс в зависимости от комплектации могут быть использованы более чем 500 светодиодов. Диодные фары, кстати, имеют функцию регулировки интенсивности и угла пучка, они распознают впередиидущую машину и регулируют свет так, чтобы не ослепить водителя. Фонари светят с разной степенью яркости, в зависимости от усилия на педали тормоза.
Три. Может отличить человека от зверя. Система Night View Assis Plus была дополнена тепловизионной камерой и теперь может распознавать в темноте пешеходов или животных на пути автомобиля. В этом случае происходит очередная магия, и вместо показаний спидометра перед глазами возникает изображение препятствий. Замеченная угроза подсвечивается дальним светом. Если система считает, что впереди человек, она несколько раз моргает дальним светом, привлекая его внимание и давая возможность заметить авто и уйти с дороги, а если животное, то фары в дело не вступают, только камера ночного видения, так как реакция зверя на свет непредсказуема.
Четыре. Заменяет визит в массажный салон. Сиденья здесь имеют 6 различных программ массажа. Уникальная одна – с эффектом действия разогретых камней, а это уже SPA-процедура. Для достижения результата инженерам пришлось сконструировать 14 воздушных камер, встроенных в спинку сиденья, каждая из них подогревается. К слову, реально расслабляет – проверено на собственном опыте.
С уникальными «фишками», на первый взгляд, все. Однако козырь S-класса W222 в том, что даже те необычные опции, что уже использовал кто-то из мировых автопроизводителей, здесь выполнены по-другому, как будто до идеала доведены. Время снова загибать пальцы.
Пять. До недавнего времени основным (и, честно сказать, одним из немногих) преимуществом Lexus LS над своими немецкими конкурентами эксперты в один голос называли опционально устанавливаемое в японский седан кресло Ottoman. По сравнению с тем сиденьем, что стоит во флагманском седане Mercedes-Benz, «лексусовское» играет в лиге ниже. Заднее правое сиденье S-класса легко превращается в кровать (спинка отклоняется на 43,5 градуса, что, по заверению представителей Mercedes-Benz, является рекордом), а для ног предусмотрена специальная подставка, встроенная в переднее кресло. Есть минус: когда раскладываешь заднее сиденье, переднее автоматически отодвигается вперед и складывает подголовник, который в свою очередь полностью перекрывает водителю правое зеркало заднего вида. Конечно, «проблемы шофера босса не волнуют», но с другой стороны — это напрямую влияет на безопасность.
Кресла вообще одна из особенностей нового S-класса. Они подогреваются, охлаждаются, как я уже говорил выше, массажируют и имеют столько наворотов, что установка всех обойдется почти в 900 000 рублей (плюс к цене базовой версии). Ах да, за эти деньги обогрев будет иметь даже задний подлокотник…
Шесть. Вот и пришло время загибать пальцы на другой руке. Привычной панели приборов в S-классе нет. Ее место занял 12,3-дюймовый (у моего ноутбука диагональ экрана меньше) монитор, на котором все приборы – начерченная компьютером графика. Назло всем ретроградам выглядит очень круто. Впервые такое решение мы видели на новом Range Rover, но здесь изображение гораздо сочнее. По соседству с приборами расположен еще один дисплей такой же диагонали, который отвечает за мультимедиа (в британском внедорожнике аналогичный имеет диагональ лишь 8 дюймов). Экран выдает яркую, четкую картинку, особенно ценны его размеры, когда пользуешься навигационной системой. К слову, судя по тому, что штутгартские инженеры в очередной раз отказались от использования сенсорного экрана, слухи о том, что через какое-то время из-за жалоб клиентов и общей небезопасности такого типа дисплеев от них отрекутся все автопроизводители, имеют под собой основания.
Семь. Именно семь вариантов различных подсветок в немецком седане. У все того же Range Rover (в плане технического прогресса именно этот автомобиль, пожалуй, ближе всех к новому S-классу) их 10: от ярко-красного до фиолетового. Но в Mercedes-Benz с выбором подсветки переключается гораздо большее количество элементов света. Машина начинает светиться изнутри. Атмосфера и восприятие внутреннего убранства меняются радикально.
Восемь. До момента встречи с S-классом W222 эталоном автомобильной аудиосистемы для меня был опять же Range Rover со своим Meridian мощностью 1,7 кВт с 29 динамиками и сабвуфером. В флагманском Mercedes-Benz в цифровом выражении система слабее. Топовый Burmester (+ 434 258,88 рублей к стоимости базовой версии) имеет меньшую мощность — 1 520 Вт и 23 динамика. Два из них, правда, расположены на потолке, что позволяет создавать эффект 3D-звучания. В разработке седана инженеры применили технологию Frontbass, которая позволяет устанавливать сабвуферы не в дверях, а в подкапотном пространстве (в качестве резонатора используют 40-литровый объем лонжеронов и поперечин). Такая же схема применяется, например, на Porsche 911, но на седане – впервые. В итоге даже самые низкокачественные MP3 здесь звучат так, словно сидишь на лучших местах в концертном зале.
Девять. Наконец, адаптивный круиз-контроль Distronic Plus. Вообще адаптивный круиз-контроль используется уже давно даже на автомобилях классом куда ниже. Однако преимущества Distronic Plus в деталях. Раньше, например, даже на W221 круиз-контроль в режиме поддерживания дистанции до впередиидущего автомобиля мог заставить машину сбросить скорость до 0, но чтобы снова тронуться, в дело приходилось вступать водителю. Теперь же в случае кратковременной (не более нескольких секунд) остановки система сама позволяет авто тронуться вслед за целью. Плюс круиз-контроль с блеском реагирует, например, на резко перестроившуюся из соседнего ряда машину: моментально тормозит и снова уходит на заданную дистанцию. Самая же крутая «фишка» Distronic Plus – это система удержания в полосе. Она четко держит автомобиль посредине ряда, ориентируясь на разметку. Электроника может сама подруливать и даже поворачивать в довольно крутые повороты, опять же ориентируясь на разметку. Совсем бросить управление, правда, не получится: как только система понимает, что водитель отпустил руль, тут же подает сигнал и выдает предупреждение с просьбой положить руки на «баранку». Обхитрить электронику можно: если придерживать руль одним пальцем, то она чувствует нагрузку и спокойно ведет автомобиль.
Плюс к тому, система благодаря камерам и радарам распознает машины на соседних полосах (и те, что идут на обгон, и те, что двигаются навстречу, даже паркующиеся). В случае угрозы столкновения она подает звуковой сигнал, и если водитель не реагирует, сама может притормозить нужное колесо так, чтобы траектория движения машины изменилась на безопасную.
Самый оригинальный
Обилие технологических инноваций – лишь один из козырей новой модели. Без современного, яркого дизайна машине лучшей в мире не стать, однозначно.
Сохранив общие формы кузова, свойственные всем без исключения последним автомобилям Mercedes-Benz, новинка тем не менее выделяется из общего ряда. Таких фар, например, мы на штутгартских авто еще не видели. Диодная полоска, расположенная в верхней части блокфары и имеющая форму ножа кукри (боевой клинок непальских гуркхов), – один из самых оригинальных элементов передней части авто. Другой – решетка радиатора, которая стала значительно крупнее, чем раньше, и за счет того, что расположена более вертикально, кажется объемной. Агрессии профилю добавляют линия кузова, опускающаяся от передней части к задней, и оригинальные выштамповки. Чуть хуже S-класс смотрится сзади. Фонари напоминают текущее поколение SL, но главное – с кормы машина выглядит значительно уже, что немного не сочетается с широченной передней частью.
AMG-версии S-класса W222 пока нет, но некоторые из представленных на тест автомобилей были оснащены AMG-обвесом (+403 262 рубля к начальной цене модели). Такая модификация отличается особыми колесными дисками, обвесом на порогах, передним бампером (AMG-шный имеет более широкие «ноздри» воздухозаборников и центральный диффузор иной формы) и задним бампером, на котором отсутствуют хромированные полоски. Безусловно, вариант с обвесом AMG выглядит более агрессивно, но разница не так значительно, как раньше. Стоковый автомобиль вполне убедителен.
Визуально не так заметно, но новый флагман Mercedes-Benz увеличился в размерах. Короткобазная версия, которая, кстати, в Россию поставляться не будет вообще (интересно, но W222 изначально строился как длиннобазный автомобиль, короткая версия была сделана уже позже, обычно все бывает наоборот), имеет габариты: 5 116 мм в длину, 1 899 мм в ширину, 1 483 в высоту (5076-1871-1473 мм – габариты W221). Длиннобазная – 5 246 мм в длину, 1 899 в высоту, 1 483 в ширину (W221 – 5206-1871-1473). Размер колесной базы для обеих версий не изменился: 3 035 и 3 165 мм соответственно.
Самый важный
Изменившиеся габариты сказались на свободном пространстве внутри салона: высота потолка над головой водителя увеличилась на 12 мм, расстояние между водителем и передним пассажиром на уровне плеч – на 14 мм, на уровне локтей – на 10 мм, расстояние между спинками передних сидений и коленями задних пассажиров – на 14 мм, расстояние между задними пассажирами на уровне плеч – на 9 миллиметров.
Путешествующие на втором ряду вообще живут как будто в отдельном мире. Уникальное кресло, суперкомфортная подвеска, личный пульт для управления мультимедиа, шторки на окнах, охлаждение подстаканников. За дополнительную плату, впрочем, можно сделать их поездку еще комфортнее. Достаточно оснастить машину следующими опциями: холодильник в спинке заднего сиденья (+75 855,12 рублей), складываемые столики (+124 088,80 рублей), розетка 230V в задней части салона (+8 307,20 рублей), отдельный телефон в заднем подлокотнике (+65 523,04 рублей), индивидуальная система развлечений в задней части салона (+165 469,04 рублей). Ну, и совсем мелких опций вроде пакета курильщика (+5 192 рубля) можно набрать еще примерно тысяч на 50.
Сюрпризы на дороге
Все это можно установить в один из двух возможных вариантов: S 400 Hybrid L и S 500 L. Версии с менее мощными бензиновыми агрегатами и дизельными моторами в нашу страну пока не поставляются. Потенциальный бестселлер, очевидно, S 500 L. Его мы и тестировали. Самый мощный на данный момент флагманский седан Mercedes-Benz — это 455 л. с. (+20 л. с. по сравнению с W221) и 700 Нм крутящего момента. До 100 км/ч машина разгоняется за 4,8 с (на 0,2 с быстрее предшественника), максимальная скорость ожидаемо ограничена на отметке в 250 километров в час.
Мощность для автомобиля, несмотря на вес в 2 015 кг, избыточная. На легкое нажатие педали газа седан реагирует бодрым ускорением, и стоит только притопить педаль на старте чуть сильней, как сработает противобуксовочная система. Мотор обладает отличной эластичностью, подхват ровный практически на всем диапазоне оборотов (по документам: максимальный момент доступен в диапазоне с 1 800 до 3 500 об/мин, максимальная мощность – на 5 250-5 500).
W222 рулится гораздо азартнее и лучше предшественника. Обратная связь на «баранке» чудесная: никаких вибраций и лишних помех. Несмотря на удлиненную базу, на дороге S-класс представляет собой собранный автомобиль, доставляющий удовольствие от езды именно за рулем. Про W221 такое сказать было гораздо сложнее. Тот был скорее мягким. Новинка совсем не такая, хотя системы берегут и ее, не позволяя раскрывать потенциал на 100%. Подъезжаем к повороту: сброс газа, загрузка передней оси, вход на приличной скорости… система стабилизации срабатывает рановато – автомобиль уверенно входил в поворот, опасности не было и близко. Резкое торможение и тут же резкое ускорение на прямой — когда надо переключиться сразу на несколько ступеней вниз или вверх, АКП 7G-Tronic, которая в обычных режимах работает быстро и незаметно, на мгновение задумывается.
Однажды в пробке, когда мы перестраивались в соседний ряд, в автомобиле сработала система аварийного торможения — моргнула аварийкой и заблокировала колеса так, что машина встала колом. На первый взгляд, опасности не было, однако вечером, когда мы с коллегой спросили об этом у разработчика системы, он заверил нас, что ее тестировали на протяжении 1 млн километров, задавая сложнейший алгоритм работы. Сработать она может только тогда, когда компьютер считает, что столкновение неизбежно.
Качественно и дорого
Каждым компонентом новый S-класс лучше своего предшественника. Последним аргументом, способным добить самого упертого критикана, на первый взгляд, должна послужить цена. S 500 L W222 в начальной комплектации стоит 4 990 000 рублей. Интересно, не попытка ли это втиснуться в нижнюю, меньше 5 000 000 рублей, категорию недавно принятого налога на роскошь? Такой же автомобиль в предыдущем кузове можно купить за 5 100 000 рублей.
Но это не значит, что машина стала дешевле. Пустые S-классы не берет практически никто. К примеру, средняя стоимость покупаемого флагманского седана Mercedes-Benz в 2012 году (учитывая S-Guard и Pullman Guard) составляла 6 324 969,52 рублей. Между тем, все опции (пусть и с оглядкой на возросшую технологичность) на W222 стали дороже. К примеру, система ночного видения стоит 140 651 рубль, панорамная крыша – 96 519 рублей, система адаптивного освещения дороги – 102 749 рублей. На предшественнике эти функции можно заказать за 107 578, 82 760 и 72 377 рублей соответственно. Максимально укомплектованный S 500 L W222 (согласно конфигуратору на официальном сайте марки) обойдется в солидные 8 389 825,44 рублей. В таком автомобиле будут установлены абсолютно все возможные опции.
И снова в бой
На данный момент ни Audi A8, ни BMW 7-серии – извечные соперники по большой немецкой тройке – S-классу не соперники. Пожалуй, даже в плане удовольствия от езды за рулем, по которому и Audi, и BMW раньше выигрывали. Новая «семерка» может быть представлена уже на Франкфуртском автосалоне, но в продаже раньше 2015 года не появится. Чтобы составить конкуренцию флагману Mercedes-Benz, баварцам придется удивить потребителя чем-то более весомым, чем интересная система ConnectedDrive. В любом случае, судя по всему, раньше 2015 г. никто S-класс с подиума не сместит.
Это при том, что флагман Mercedes-Benz и так в лидерах продаж в своем сегменте на всех ключевых рынках. В России, например, за 2012 год было продано 1 626 S-классов, 1 371 A8 и 1 329 BMW 7-серии. Не удивительно, если в ближайшее время Mercedes отнимет половину покупателей у конкурентов и уйдет в еще более впечатляющий отрыв от преследователей. Налог на роскошь (повышающий коэффициент на транспортный налог в 1,5 или 2 раза в зависимости от того, будет ли автомобиль дороже 5 000 000 рублей) помехой этому определенно не станет. Все справедливо: лучшей в мире машине – лучшие в мире продажи. Хотя бы в своем классе.
Николай Загвоздкин