branding imagebranding image
РБК АВТО
Тест-драйвы
Подписаться на Telegram-канал

Зима для двоих. Тест-драйв Smart

Заднеприводный двухместный Smart отчаянно месит снежную кашу на МКАД. Лампочка ESP, кажется, скоро перегорит...
Зима для двоих. Тест-драйв Smart
Зима для двоих. Тест-драйв Smart
Заднеприводный двухместный Smart месит снежную кашу на МКАД, будто он на гусеницах. Лампочка ESP на приборной панели уже, кажется, скоро перегорит, а «детские покрышки» 155/70 продолжают шлифовать снег. Те же ощущения, наверное, испытывает соседка по потоку на трехдверном Peugeot 107 и курьер из доставки пиццы на Daewoo Matiz, который отчаянно едет боком между BMW X5 и КамАЗом. В общем, у нас здесь своя тусовка.

Ультракороткая база, мотоциклетные габариты – разве этим сейчас можно удивить? Smart ForTwo с течением времени превратился из сугубо имиджевого продукта в автомобиль на каждый день для европейского обывателя. Тесные улочки с дорогой парковкой есть и в Москве, но у нас Smart, как и 10 лет назад, по-прежнему на дороге выглядит музейным экспонатом. В России модель продается уже полтора года, и хотя в минувшем году марка показала на рост в 523%, объемы продаж «умника» пока еще ничтожны – всего 193 автомобиля.

Одна из основных причин – астрономическая по нашим меркам цена. За начальную комплектацию с двигателем объемом 1,0 литр и мощностью в 70 «лошадиных сил» придется выложить от 655 000 рублей. Трансмиссия предусмотрена только одна - роботизированная пятиступенчатая. Наш тестовый Smart тянет и вовсе на все 800 000 рублей. У него более мощный мотор с отдачей в 84 лошадиные силы и несколько дополнительных опций. И при этом в автомобиле по цене Chevrolet Cruze в неплохой комплектации нет даже Bluetooth.


Но высокая стоимость – не главная причина отсутствия реального интереса. Первичное нежелание покупателей смотреть в сторону Smart кроется в фразе: «А как я на нем буду зимой ездить?!». Чтобы выяснить, справедливы ли стереотипы, мы предложили проехаться на Smart коллегам - представителям разных возрастных групп с различными автомобильными предпочтениями. В самые снегопады, конечно.


Владимир, 37 лет, ездит на Volvo S60

Плотная метель заволокла столицу и буквально за день превратила припаркованные машины в снеговиков. Откапывать Smart пришлось примерно минут двадцать. Сделать это оказалось не так просто: из-за высокой крыши приходилось становиться на цыпочки, чтобы смахнуть со Smart большую белую шапку. К обычному хэтчбеку подступиться гораздо проще.

Крошечные колеса увязли по оси в рыхлой снежной каше. Как же заднеприводный Smart выползет с парковки? Ручку робота в бок и на себя, поддаю газу, и машина дергается назад. Желтая лампочка сходит с ума, я ощущаю легкую пробуксовку, но Smart все же лезет задним ходом через сугроб. Такой прием известен многим владельцам заднеприводной классики. Что же будет, если попытаться штурмовать сугроб носом? В этом случае Smart утыкается в снег, а корма силится развернуть машину. Вступается система стабилизации и отсекает газ. Машина урчит и стоит на месте.

Постепенно выползаю на раскатанный грейдерами проспект. Из-за маслянистых реагентов, смешанных со снегом, узкие колеса совсем не цепляются за землю. Но впереди МКАД, а там другие скорости. Smart здесь несется уже 80 километров в час. В какой-то момент показалось, что он на чистом асфальте ведет себя вполне по-взрослому, однако, когда попадаются участки с кочками, Smart начинается откровенно пугать.

На мой взгляд, Smart красив и забавен, но на заснеженной дороге он бесполезен. Из-за короткой базы в 1869 мм он легко теряет стабильность, а задний привод не дает возможности тянуть его газом. Чуть прозевал, зацепил бровку, дернул руль в сторону, и Smart закружится как юла. Все же в снегопады лучше давать ему отдохнуть. Эта машина подарит больше удовольствия весной и летом, когда много солнца. И сухого асфальта.


Ощущения от управления Smart – противоречивые. С одной стороны, для водителя и пассажира места в нем не меньше, чем, например, в Kia Picanto или Ford Fiesta. С другой – находишься, будто в капсуле. Здесь отчетливо слышно, как срабатывает реле «дворников», как стрекочет ABS, а при проезде луж кажется, что вода где-то совсем рядом.

Маневрировать на Smart просто только со стороны. Из-за короткой базы здесь совсем другая работа рулем. Самая распространенная ошибка при парковке задом – избыточный поворот рулевого колеса. Кажется, что нужно вывернуть до упора, а на самом деле достаточно повернуть на половину оборота – и Smart едет, куда нужно.

Еще из-за короткой базы непривычно и перестраиваться. Трудно свыкнуться с мыслью, что делать это можно намного позже, чем на обычной машине. Зато за рулем Smart быстро понимаешь, чем обусловлена любовь россиян к большим машинам: в бок Smart постоянно норовит кто-то приехать. Перестроения прямо в вас, бесконечные подрезания и отсекания от дороги – чаще всего Smart доставалось от соседей по потоку на Ford Focus, Opel Corsa и Renault Logan.


Роман, 23 года, ездит на Alfa Romeo 156

Некоторые в один голос утверждают: «Smart – не машина, а альтернативное средство передвижения». Совершенно не согласен. Все, что отличает Smart от всех остальных, – это ультракороткая база. Вы почувствуете это, в первую очередь, при проезде «лежачих полицейских» – на них Smart неприятно «козлит». В остальном он почти ничем не отличается от большинства компакт-каров.

Да и проблем на зимней дороге с ним нет никаких – система стабилизации работает хоть и очень грубо, но на совесть. К заносу автомобиль не склонен даже на очень скользкой дороге. Просто нужно правильно работать педалью газа.

Совершенно другое дело – его бытовое предназначение. Считаете, что ваша Opel Astra GTC – машина для эгоиста? Да вы просто не ездили на Smart. Отправляясь в ближайший супермаркет, лучше высадить единственного пассажира – даже покупка продуктов на неделю может обернуться головоломкой.

Но самое забавное даже не это. Сложно поверить, но к габаритам Smart привыкнуть не легче, чем к Cadillac Escalade. Кажется, что встал бампер в бампер, выходишь, а там еще полметра запаса. То же самое и при параллельной парковке – короткая база создает какие-то смешанные чувства. Вроде делаешь все, как на обычной машине, а он едет куда-то не туда. «Сел и врос» - это точно не про Smart.


Наддувный мотор выдает 84 л. с. и 120 Нм, что для 770-килограммового автомобиля – почти избыток. Динамика машины местами даже поражает – Smart уж точно не будет уезжать со светофора одним из последних. Разгон до 100 км/ч заявлен на уровне 10,7 секунды, и это с учетом задумчивого робота с долгими переключениями. На сухом покрытии нам удалось разогнать Smart до 150 километров в час. По ощущениям, машина способна ехать и быстрее, но сработал электронный ограничитель.

Другое дело – расход топлива. Аппетиты у Smart совсем не детские. В городском цикле 9 литров на 100 километров – скорее норма для компакта, чем исключение из правил. При активной езде Smart может сжигать и до 10-11 литров на «сотню». Основное неудобство, связанное с расходом топлива, - отнюдь не в затратах. Объем топливного бака у автомобиля - всего 33 литра. Получается, что заезжать на заправку придется каждые 300-350 километров. Чаще АЗС мы посещали только на 5,0-литровом Jaguar, где расход топлива колебался между 25 и 30 литрами.


Софья, 25 лет, ездит на Subaru Impresa WRX STI и Mitsubishi Eclipse 

Садясь в Smart, не нужно сравнивать его с привычными автомобилями. С ними он имеет мало общего, и сравнение окажется просто некорректным. Это как сравнивать 50-кубовый скутер с «Харлеем». У каждого есть свои преимущества, но это два разных транспортных средства, общее у которых – только наличие мотора и количество колес.

На мой взгляд, Smart нужно воспринимать, как альтернативное городское средство передвижения. Ну, или как интересную игрушку для автомобилиста. Тогда можно почувствовать все прелести этой вещицы. Езда на нем определенно доставляет удовольствие. Это аттракцион, как картинг или багги.

Хочется отдельно отметить роботизированную коробку передач. Это первый однодисковый «робот», который не вызывает непреодолимого раздражения. Рывки и провалы присутствуют, но в сравнении с аналогами они просто мизерные. Еще один плюс – упругие педали с адекватной обратной отдачей, что крайне редко встречается на маленьких городских машинках.

Поездив на очередной машине, задаешь основной вопрос: «Куплю ли я такую себе»? При наличии лишних денег – да. Главной проблемой Smart остается цена. Купить за сумму более полумиллиона автомобиль, на котором можно съездить за покупками, отвезти на дачу семью, стоять часами в пробках, готовы многие. Отдать же такие деньги за игрушку, которая приносит море позитива, но утилитарна чуть больше, чем модель на пульте управления, готов далеко не каждый.


Все же у Mercedes-Benz есть уверенность относительно хороших перспектив Smart в России. В частности, большое будущее в РФ автомобилю предсказал глава марки в нашей стране Ян Мадея. «Это автомобиль для людей особого сознания. Мы начали с продаж автомобиля, который в этом году заканчивает свой производственный цикл, но это позволило нам понять, как нужен Smart в России. Кроме того, нам пора вступать в сегмент продаж электрических автомобилей, а еще одна потенциально связанная со Smart тема – это краткосрочный прокат, когда вы берете автомобиль в аренду на день. И сейчас основной вопрос у нас в создании соответствующей инфраструктуры», - говорит Мадея.

К слову, новое поколение Smart уже почти готово. Уже известно, что автомобиль будет построен на другой платформе, получит более современный интерьер, а также, по слухам, больший багажник. При всем этом идеология автомобиля останется без изменений. Останется ли ценовая политика прежней – определяющий вопрос для перспектив модели в России, ведь, как показала практика, с нашей зимой автомобиль справиться в состоянии.


Роман Фарботко, Алексей Матвеев