Правительство рассматривает возможность обязательной установки в автомобили «черных ящиков» с 2020 г., чем несколько пугает общественность, однако на текущей повестке дня есть и более реальные изменения, которые вступят в силу после нового года.
Речь о системе ОСАГО, введении электронного документооборота, изменении правил перевозки детей, росте тарифов на услуги ГИБДД, новых льготах для инвалидов и ужесточении правил проведения техосмотра. Некоторые из нововведений появятся точно, другие пока еще рассматриваются правительством и могут быть приняты до конца нынешнего года.
Вступит в силу
С января все страховщики, работающие на рынке ОСАГО, будут обязаны ввести процедуру оформления электронных полисов. Сайты, на которых можно купить страховку, должны будут работать круглосуточно, а за неисполнение этого требования на страховщика наложат штраф в размере 300 тыс. рублей. Исключение составляют временные технические неполадки. Кроме того, с 1 января 2017 г. автовладельцы будут обязаны предоставить поврежденную машину на осмотр после ДТП.
Права можно будет получить в МФЦ
Согласно постановлению правительства, с февраля водительские удостоверения можно будет получить в многофункциональных центрах госуслуг, что должно снизить нагрузку на регистрационные отделения ГИБДД. В МФЦ можно будет обменять права по истечении срока действия, получить дубликат или внести в документ изменения. А первичный прием экзаменов по-прежнему будут осуществлять в ГИБДД. Также МФЦ получат функции оформления международных водительских удостоверений. Кроме того, МФЦ будет выдавать справки о наличии или отсутствии административного наказания за употребление наркотических или психотропных веществ без назначения врача. В правительстве не отказались и от идеи электронных водительских удостоверений, но ни одного законопроекта на эту тему пока не появилось.
ПТС станет электронным
В России, а также еще в пяти странах Евразийского экономического союза вступило в силу соглашение о введении электронных паспортов для автомобилей. Процесс перехода на электронный документооборот продлится два года, на протяжении которых ГИБДД продолжит параллельное оформление бумажных ПТС. Выдавать привычные документы покупателям автомобилей будет до 1 июля 2017 г., а владельцы тракторов и других самоходных транспортных средств будут получать стандартные ПТС до 1 июля 2018 года. Единым администратором системы утверждена компания «Электронный паспорт», которая входит в госкорпорацию «Ростехнологии». Вся информация об автомобилях будет храниться на специальных серверах.
Появится штраф за опасное вождение
В следующем году в КоАП появится статья о наказании за опасное вождение. Предположительно, сумма штрафа составит 5000 рублей. Само понятие опасного вождения появилось в ПДД летом нынешнего года. Согласно пункту 2.7 ПДД таковым считаются опасные маневры, включая непредоставление преимущества, перестроения при интенсивном движении, несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала, препятствование обгону, а также неоправданное резкое торможение. Отслеживать нарушения будут камеры в машинах ГИБДД и стационарные комплексы видеофиксации. Кроме того, в ГИБДД намерены принимать записи с частных видеорегистраторов.
ЭРА-ГЛОНАСС станет обязательной
С января система оповещения о ДТП станет обязательной для всех новых автомобилей, которые получают новое одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Без системы можно будет продавать только машины с действующим ОТТС (максимальный срок действия сертификата – три года). При этом легковые автомобили должны иметь функцию автоматического оповещения о ДТП, а коммерческий транспорт – только кнопку связи с оператором аварийной службы. Введение системы вызвало небольшое подорожание автомобилей, а из-за необходимости проведения дорогостоящих испытаний и краш-тестов некоторые производители уже отказались от поставки в Россию редких моделей.
Изменятся правила перевозки детей
Правила использования детских кресел станут более жесткими – детское кресло останется обязательным и должно будет строго соответствовать весу и росту перевозимого ребенка. При этом детей до 7 лет можно будет перевозить только на заднем сидении. На переднее допускаются дети от 7 до 12 лет, но только в специальном автокресле. Использование любых других фиксирующих устройств, включая бустеры и накладки на ремни, запрещается. Штраф за несоблюдении правил перевозки детей – 3000 рублей. Кроме того, штрафом в 500 руб. будут наказывать за оставление в автомобиле ребенка, не достигшего 7-летнего возраста. Наконец, запрещено проводить групповые перевозки детей в автобусах старше 10 лет и не оснащенных тахографом, а также трекером ГЛОНАСС.
Права и регистрация подорожают
До конца нынешнего года Минфин определится с размером новой госпошлины за выдачу водительских удостоверений и свидетельств о регистрации транспортных средств (СТС). Точные цифра пока не озвучивали официально, но, по предварительной информации, права обойдутся в 3 тыс. руб. вместо нынешних двух, а сборы за оформление СТС достигнут 1,5 тыс. руб. вместо 500 рублей. Соответствующие поправки в налоговый кодекс должны быть внесены до декабря 2016 года. Сейчас регистрационные действия обходятся владельцу автомобиля в сумму 2850 руб., которая включает плату за выдачу регистрационных знаков (2000 руб.), СТС (500 руб.) и внесение изменений в паспорт транспортного средства (350 рублей).
Возможные изменения
Стоимость полиса могут привязать к количеству нарушений
Минфин предлагает привязать коэффициент бонус-малус к аварийной истории водителя, а также ввести сетку повышающих коэффициентов для злостных нарушителей ПДД, которые будут зависеть от количества нарушений в течение года. К тем, кто совершил от пяти до девяти нарушений ПДД, будет применяться коэффициент 1,86, а допустившим более 35 нарушений в течение года придется умножать стоимость полиса на 3,04. При этом учитываться будут не все нарушения, а только наиболее серьезные. Логичным следствием в этом случае может стать отмена коэффициентов мощности, а также региональных коэффициентов. Кроме того, планируется расширить коридор стоимости цен полиса до 30 %, что станет первым шагом к переходу на свободные тарифы.
Акцизы на топливо могут вырасти
В октябре нынешнего года Минифин объявил о том, что акцизы на топливо могут быть сохранены на нынешнем уровне или пересмотрены в сторону увеличения для дополнительного пополнения бюджета. Изначально предполагалось, что акцизы будут повышаться только на неэкологичное топливо, а на бензин Евро-5, как и дизтопливо, налоги, напротив, должны были снизиться. Сейчас речь идет как минимум о сохранении акцизов на бензин: на топливо класса ниже Евро-5 будет действовать акциз в размере 13 100 руб. за тонну, на бензин Евро-5 ставка составит 10 130 руб. за тонну. А на дизельное топливо акциз вырастет до 6 800 рублей за тонну. Впрочем, решение пока не утверждено. По оценкам экспертом, при сохранении акцизов на нынешнем уровне литр бензина подорожает на 1,5 руб., а дизтоплива – на 1 рубль.
Увеличится наказание за отсутствие техосмотра
Очередной проект закона о техосмотре предполагает ввести штраф в размере 500-800 руб., если автомобиль не прошел процедуру или эксплуатируется с нарушениями. А за повторное нарушение водителю будет грозить уже штраф в 5000 рублей, либо лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев. Ужесточатся и требования к состоянию машины. Например, появится запрет на использование цветной или прозрачной пленки на фарах, а также на любой незаводской тюнинг автомобилей. Кроме того, в правительстве обсуждают минимально возможную стоимость техосмотра. Сейчас наказания за отсутствие ТО нет, однако без действующей диагностической карты с отметками об исправности автомобиля невозможно получить полис ОСАГО.
Организации могут избавить от транспортного налога
Юрлица, владеющие автомобилями возрастом до трех лет, могут быть освобождены от уплаты транспортного налога. Соответствующий законопроект, который поддержал Дмитрий Медведев, должен стимулировать предприятия чаще обновлять автопарк. Если правительство поддержит инициативу, изменения в налоговый кодекс вступят в силу с января 2017 года.
Инвалиды получат машины бесплатно
В 2017 г. инвалидам могут вернуть право на получение автомобиля за счет бюджета. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме. Аналогичная норма действовала в России до 2004 года. Согласно документу, кроме автомобилей инвалидам могут бесплатно предоставляться комплекты для переоборудования машин. Кроме того, в правительстве обсуждают возможность полной отмены транспортного налога для инвалидов. Сейчас некоторые категории инвалидов пользуются региональными льготами. Так, в Москве от уплаты налога освобождены инвалиды 1 и 2 групп, а в Подмосковье инвалиды 3 группы получают скидку 50%. При этом льготы предоставляются владельцам легковых машин мощностью до 200 л.с. в Москве и до 150 л.с. в области.