Новому главе российского подразделения Mitsubishi ООО «ММС Рус» Наоя Накамуре 46 лет. В компанию он пришел в 1993 г. и на разных этапах занимался европейскими и российскими продажами, корпоративным планированием и инвестициями. До того, как возглавить офис в России, японец руководил автомобильным направлением Mitsubishi по странам Европы, Ближнего Востока и Африки.
Слоган «Надежно» топ-менеджер произносит по-русски без запинки, а когда начинает говорить о Lancer Evolution, в его голосе звучат сентиментальные нотки. Мы встретились с Накамура, чтобы узнать о судьбе Pajero, новых моделях, а также о том, что принесет Mitsubishi вхождение в альянс Renault Nissan.
- Mitsubishi Motors в этом году отпраздновала свой 25-летний юбилей в России. Когда будет продан миллионный автомобиль и когда, на ваш взгляд, стоит ждать восстановления рынка?
- Что касается продажи миллионного автомобиля, то это вопрос времени. Здесь есть два фактора: первый зависит от наших усилий, направленных на увеличение продаж, второй – от состояния рынка. Российский рынок начнет восстанавливаться – это неизбежно. Вопрос заключается только в том, когда этот момент наступит. Сейчас мало кто готов делать предсказания. Мы выстраиваем наш бизнес таким образом, чтобы иметь возможность быстро среагировать на какие-либо позитивные изменения.
- В России прекращены продажи электромобиля i-MiEV. Означает ли это сворачивание электрического направления и что послужило причиной такого решения?
- В Великобритании, Голландии и Норвегии продажи электромобилей, а также подзаряжаемых гибридов очень развиты. В первую очередь, это связано с тем, что правительства этих стран предоставляют субсидии при покупке подобных транспортных средства, а во вторую – развитой инфраструктурой зарядных станций. За те несколько лет, пока мы активно занимались продвижением электромобилей в России, инфраструктура фактически не развивалась. И наши клиенты не могут в полной мере оценить удобства таких машин. По этой причине мы приостановили ввоз и продажу двух моделей: i-MiEV и Outlander PHEV.
Мы готовы в любой момент возобновить импорт электромобилей и plug-in гибридов, но в текущих экономических условиях решили дождаться каких-то встречных действий со стороны российского правительства. Это может быть субсидирование при покупке или создание сети зарядных станций, а лучше – и то, и другое.
- Убрав с российского рынка компактный кроссовер ASX, Mitsubishi оставила брешь в конкурентоспособном сегменте. Планируется ли возвращение этой модели на рынок в будущем?
- К сожалению, мы были вынуждены принять такое решение по экономической причине – из-за разницы курсов, произошедшей вследствие ослабления рубля. В теории мы можем снова начать импортировать эту модель - в ближайшем будущем, когда рубль укрепится, здесь нас ничего не останавливает. В нынешних условиях розничная цена окажется слишком высокой и непривлекательной для наших клиентов.
- Речь идет о существующем поколении модели или о новом ASX, шпионские фотографии которого недавно попали в сеть? Существуют ли планы у Mitsubishi Motors по организации производства этого кроссовера в России, что позволило бы снизить розничную «непривлекательную» цену?
- До того, как появляется официальная информация, вокруг новой модели возникает множество слухов, и это естественно. К сожалению, я не видел фотографий и воздержусь от комментариев. Мы с нетерпением ждем появления нового ASX, потому что для нас это ключевой продукт.
Мы понимаем, что продажи маленьких SUV даже в кризисное время находятся на высоком уровне и присутствие в этом сегменте имеет для нас стратегическую важность. Поэтому мы рассматриваем запуск нового ASX в России. Будет ли это локальное производство или импорт, не могу сказать.
С одной стороны, мы можем получить большое количество выгод, связанных с локальным производством. С другой стороны, непонятно, как быстро мы сможем оправдать вложенные инвестиции. И здесь мы снова возвращаемся к вопросу, когда российский рынок начнет восстанавливаться.
- Планирует ли Mitsubishi показывать какие-либо новинки в России в ближайшие год-два?
- Сейчас я не готов говорить о запуске каких-либо новых моделей и глобальных обновлений, так как в настоящее время идет процесс согласования сроков с головным офисом. Думаю, общедоступная информация появится в начале следующего года. Outlander – одна из самых востребованных моделей на российском рынке. Безусловно, мы постоянно занимаемся повышением качества и улучшения наших моделей. В недалеком будущем мы запустим обновления Outlander, Pajero Sport и L200, которые привлекут к ним дополнительный интерес.
- А почему Вы не упомянули Pajero? Что ждет флагманский внедорожник в будущем и появится ли у него наследник? Это будет такой же внедорожник или более дорожная модель?
- От Pajero мы не отказываемся и будем и дальше его продавать в России. Несмотря на то, что машина достаточно возрастная, мы продолжим ее улучшать. На данный момент это наш флагман. Я ни разу не слышал от руководства Mitsubishi Motors, что компания отказывается от Pajero, и что его может заменить в этом сегменте какая-то новая модель. В настоящее время проект Pajero нового поколения временно приостановлен. Важно отметить, что он именно приостановлен, а не закрыт и свернут. Все прекрасно понимают, что Pajero - это модель, которая ковала имидж бренда в 1990-е и потому остается легендарной.
- С судьбой Lancer Evolution определенности больше? Проект закрыт?
- Я испытываю сентиментальные чувства по поводу Lancer Evolution. Я был большим поклонником Evo и ездил на этом автомобиле на протяжении пяти лет. Он очень быстрый.
- Накамура-сан, какое поколение Lancer Evolution, по вашему мнению, лучшее?
- Я ездил на Evo IX и X, но «девятый» мне нравился больше. И я рад тому факту, что технологии, использованные в Lancer Evolution, присутствуют в других моделях бренда.
- Вы говорите о ДНК Lancer Evolution. Когда на автомобилях Mitsubishi появятся моторы с турбонаддувом?
- Турбонаддув – это актуальный тренд. Сейчас мы устанавливаем турбины на дизельных двигателях, но в ближайшем будущем не исключено, что они появятся и на бензиновых моторах. Одним из японских производителей турбин является Mitsubishi Heavy Industries. И он может оказать нам поддержку, если мы решим развивать эти технологии.
- Что получит Mitsubishi Motors, став частью альянса Renault Nissan, и когда станут ощутимыми результаты объединения? Влияет ли начавшаяся интеграция на планы по выходу новых моделей?
- Безусловно, мы ожидаем позитивные изменения в продуктовом планировании Mitsubishi, которые будут происходить уже в рамках альянса. На прошлой неделе я был в Токио на глобальной встрече дистрибьюторов - более 1000 участников со всего мира. На этой конференции руководство MMC еще раз подтвердило, что будет концентрироваться на автомобилях класса SUV, а также электромобилях и подзаряжаемых гибридах. Честно говоря, от встречи в Токио мы ожидали более конкретных разъяснений относительно дальнейших планов. К сожалению, этого не произошло.
Тем не менее, руководство акцентировало внимание на разнице между Renault Nissan и Mitsubishi Nissan. Приоритетные направления, по которым будет происходить сотрудничество – технологии, закупки, производство и людские ресурсы. Быстрее всего можно почувствовать перемены в людских ресурсах – уже три топ-менеджера из Nissan присоединились к Mitsubishi Motors. Они будут влиять на подбор кадров и развитие продуктовой линейки. Что касается обмена технологий и использования производственных мощностей, на это уйдет больше времени и инвестиций. Например, чтобы перенести технологию из одного автомобиля в другой или организовать производство модели на заводе, где она ранее не выпускалась.
- Почему Вы разделяете альянс на Renault Nissan и Mitsubishi Nissan?
- Формально мы имеем взаимоотношения и с Renault, но фактически наш акционер – Nissan. У двух компаний есть совместные проекты, в рамках которых, например, происходят закупки комплектующих и запасных частей. По идее, будет логично, если туда же войдет и Mitsubishi Motors. В этом случае она сможет получить максимально выгодные для себя цены на закупку комплектующих, что, в свою очередь, снизит себестоимость производства автомобилей.
- То есть можно говорить, если не о снижении цен на автомобили, то об удешевлении комплектующих? А у Mitsubishi в России все еще сохраняется имидж автопроизводителя с дорогими запчастями…
- Надеюсь, что так и произойдет. Что касается ситуации с запчастями, то мы следим за нашими конкурентами и постоянно корректируем ценники. Я понимаю, что в головах у многих клиентов сидит понимание, что запчасти Mitsubishi дорогие, но за последние два-три года мы проделали большую работу, чтобы нормализовать цены на основные позиции.
- Допускаете ли вы, что ради сокращения издержек производство Outlander может быть перенесено из Калуги на один из российских заводов альянса Renault Nissan?
- Месяц назад мы вошли в альянс, у которого в России есть четыре производственные площадки, включая АвтоВАЗ, где мы потенциально можем выпускать наши автомобили. На данный момент не было конкретных заявлений о возможности переноса производства. Мы по-прежнему работаем в рамках совместного проекта с PSA, и здесь без изменений. Чтобы говорить об эффективности, я должен занимать другую позицию в MMC и кроме того, я не обладаю информацией, на какой из площадок производство более выгодно.
- В каких технологиях Mitsubishi может быть заинтересован альянс Renault Nissan?
- В одном из интервью Карлос Гон сказал, что альянс заинтересован в нашей технологии plug-in hybrid и в дальнейшем она может быть использована на автомобилях других брендов. Безусловно, есть интерес и к гибридной трансмиссии с тремя электромоторами, показанной на концепте GT-PHEV. Обе компании будут развивать технологии электромобилей и подзаряжаемых гибридов.
- Планы продать в этом году 20 000 автомобилей по-прежнему реальны? Что предпринимает Mitsubishi на российском рынке, чтобы улучшить результаты?
- О планах продать 20 000 автомобилей заявлял мой предшественник Такаи-сан, но от них я не отказываюсь. У нас все еще остается время до конца года, и я надеюсь, что результаты ноября и декабря нас максимально приблизят к этой цифре.
Одна из основных наших задач с точки зрения маркетинга – сделать бренд Mitsubishi более заметным. Кроме того, мы собираемся предоставить больше возможностей для покупки автомобиля. Прежде всего, это различные кредитные программы. В 2014 г. был открыт «MC Банк Рус», и за это время качество наших финансовых программ значительно улучшилось. С того момента, как я приехал в Россию, я стал работать с банком более плотно, чтобы создать новые кредитные продукты. Уже есть пакет по техническому обслуживанию для автомобилей на гарантии, рассчитанный на 1-3 года, то есть в кредитные выплаты уже включены расходы на ТО.
Я хочу отметить, что важны не только цены, но и качество обслуживания. В непростых финансовых условиях мы уделяем много внимания обучению персонала. Слоган «Надежно» обязывает делать даже больше, чем другие, чтобы обеспечить качественный сервис.