Рассмотрение нашумевшего законопроекта, который даст возможность властям вводить плату за проезд по любым дорогам, в том числе по обычным городским улицам, состоится на пленарном заседании Госдумы 7 декабря. Ранее комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству по итогам заседания в очередной раз – уже в новом составе – рекомендовал этот законопроект к принятию. Инициатива была внесена на рассмотрение Госдумы еще в апреле. На самом деле законопроект «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» посвящен не только платному въезду в города.
Власти с помощью этого закона хотят наладить систему организации дорожного движения по всей России – определить, кто за что должен отвечать, четко разграничить полномочия. Документ даже позволит, например, начать грамотно планировать стройки таким образом, чтобы возводимые новые объекты не влияли на пропускную способность дорог. В этом же законопроекте идет речь о возможности создания специальных структур, ответственных за организацию дорожного движения.
Непосредственно платному въезду в 46-страничном законопроекте посвящен лишь один абзац: «Временное ограничение движения транспортных средств может устанавливаться посредством взимания платы за движение по дорогам, дифференцируемой в том числе в отношении определенных видов (типов), категорий транспортных средств, их принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирами, а также в отношении определенных дней и времени суток». Летом этот скромный кусок текста вызвал такое резонансное обсуждение, что рассмотрение документа, первоначально намеченное на 7 июня, отложили на неопределенной срок. Общественное возмущение затихло лишь спустя полгода, и законопроект вернули в повестку дня.
Седьмого декабря его будут рассматривать несмотря на то, что правовое управление Госдумы считает, что законопроект противоречив и недоработан. Юристы нижней палаты парламента 1 декабря уже повторно дали заключение, в котором указали на массу неточностей. Наиболее серьезные сомнения у них вызывает именно пункт про платный въезд.
Прежде всего, в правовом управлении Госдумы считают, что эта часть законопроекта «не соответствует принципам определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы». И объясняют почему: «Вследствие отсутствия на федеральном уровне критериев, определяющих понятие эффективности организации дорожного движения, конкретных случаев, когда введение ограничения (в том числе посредством взимания платы) или прекращения движения является обоснованным, а также их временных пределов».
Также юристы отмечают, что эта фраза в законопроекте «подразумевает передачу неопределенных по объему полномочий и право реализовывать их произвольным образом». То есть вполне может случиться так, что органы местного самоуправления начнут устанавливать драконовские тарифы за проезд по дорогам, пролегающим по их территории.
Наконец, в правовом управлении подчеркивают, что идеи платного въезда в города прямо противоречат действующему законодательству, согласно которому «альтернативный бесплатный проезд транспортных средств должен быть обеспечен в течение всего срока, указанного в решении об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе».
Вводить плату за проезд можно только там, где есть альтернатива, но в действующей редакции законопроекта эта норма проигнорирована. В проекте указано лишь, что в случае принятия решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств уполномоченные органы «обязаны осуществить компенсационные мероприятия». Причем к ним законопроект относит совершенно абстрактные вещи вроде «повышения качества работы маршрутов регулярных перевозок». Или, например, «развитие инфраструктуры для движения велосипедов».
Что будет, если законопроект примут в нынешнем виде
- Власти любого населенного пункта – будь то Москва или маленький поселок – получат право пускать на свою территорию или ее часть автомобилистов только за деньги. При этом они смогут устанавливать плату в абсолютно любом размере. Никаких ограничений проект не предусматривает, как и никакой обязанности, например, делать преференции для жителей «платной» территории.
- Закон позволит реализовать давнюю идею московских властей «сортировать» автомобили по числу пассажиров, причем в самых разных вариантах. Например, можно будет разрешить выезжать на автобусные полосы частным машинам, перевозящим более трех человек, о чем уже давно говорят в Департаменте транспорта. Закон будет допускать самые сюрреалистичные варианты: например, получится запретить ездить в центр Москвы родителям с детьми. Для этого надо будет разрешить проезд лишь тем машинам, где есть только один водитель.
-
В документе предусмотрена и возможность запрета проезда в те или иные места автомобилям определенного экологического класса. Столичные власти ей, скорее всего, воспользуются – они давно хотят ограничить доступ в Москву машинам классом ниже Евро-4. Это значит, что старым «Жигулям» в столицу будет не попасть.
-
Ограничения на проезд можно будет вводить по часам. Например, в будние дни днем центр Москвы станет запретной зоной, а ночью въехать будет можно. Возможны станут и любые другие варианты: условно, не пускать на МКАД ночью легковушки. Или запретить проезд в любые жилые кварталы после 23:00.