Недорогой и очень практичный Renault Duster легко справляется с дорогами настолько плохими, что рисовать их сплошной линией на карте - по меньшей мере странно. Неудивительно, что три года назад команда Renault Duster Team пришла в «Дакар». В 2016-м Renault подписал соглашение о стратегическом партнерстве с организаторами ралли-рейда и выпустил в честь этого события лимитированную версию Renault Duster Dakar. Мы отправились в Грузию, чтобы полностью переосмыслить представления о возможностях бюджетного кроссовера.
Когда-то в грузинской пустыне выстраивали систему ирригации, чтобы местные жители могли хоть что-то выращивать, но с распадом СССР эту идею забросили, а трубы для воды растащили на металлолом. Кое-где под колесами появляются дорожки-тропки, но в основном мы едем просто по азимуту: находим глазами следующую цель - и вперед. Дорожного просвета хватает, чтобы заросшие травой канавы и старые колеи можно было игнорировать, а сворачиваем лишь перед крутыми обрывами, чтобы найти объезд.
Здесь нет связи, так что роутеры с местными SIM-картами превратились в тыкву. Карты не грузятся и на планшете - видна лишь синяя линия маршрута, проложенная по издевательски пустым клеточкам. Вкупе с отсутствием указания масштаба и иногда запаздывающим позиционированием это помогает регулярно сбиваться с пути. «Ушли с маршрута вправо!» - замечает штурман. Окей, руль влево и сквозь пески, поля и камни - нагонять виртуальную нить Ариадны. Иногда на пути попадаются такие резкие перегибы через дюны и овраги, что видишь попеременно то одно небо, то, наоборот, лишь каменистое дно бывшей реки. Я живо представляю, как сейчас где-то далеко торжественно улыбается автор геометрии «Дастера».
От стандартного автомобиля Dakar-версия отличается шильдиками с логотипом ралли-рейда, расширителями арок, надписями Dakar на порогах, ковриках и заднем бампере, новыми дисками и наклейки на дверях. Цена спецверсии начинается от 911 990 руб. за комплектацию с мотором 1,6 л, что на 32 000 руб. дороже, чем машина с таким же мотором в версии Privilege. Но учтите, что Duster Dakar бывает только полноприводным.
Помимо базового оборудования, организаторы грузинского рейда установили на машины дополнительную защиту бензобака и муфты полного привода, а также настоящие внедорожные покрышки BF Goodrich KO2. И это не какое-то специальное оборудование, призванное произвести впечатление на журналистов, а вполне официальные аксессуары, которые можно поставить у дилеров на любой Duster, независимо от версии.
Пока под колесами асфальт, шины с маркировкой T/A неожиданно слабо влияют на звуковой фон в салоне. Ближе к 100 км/ч становится чуть шумновато, но ничего криминального нет, даже голос повышать не приходится. Эти покрышки, кстати, вполне позволяют ездить по асфальту каждый день - при их разработке отдельное внимание уделили увеличению ресурса: +15% на асфальтовом покрытии и +100% на гравии.
Вообще принадлежность Renault Duster к сегменту кроссоверов всегда была для многих скорее формальностью. В сущности в более солидный класс внедорожников его не пускает в первую очередь кроссоверная система полного привода с многодисковой муфтой в приводе задних колес. C клиренсом в 210 мм Duster на деле играет в совершенно иной лиге, нежели обычные SUV, а углы въезда (30), рампы (26) и съезда (36) заставят позавидовать, к примеру, Mitsubishi Pajero Sport (30, 23 и 24 соответственно). При этом кроссоверный имидж диктует владельцам стандартное для «паркетников» применение: самое серьезное препятствие в жизни многих «Дастеров» – это бордюр.
В компании Renault, похоже, окончательно устали от такого отношения к их детищу: они Duster в пресс-релизах называют «внедорожником», но это почему-то не сильно помогает. Вот и проложили организаторы по Грузии такой маршрут, что мало не показалось никому. Мы уже много раз бывали на внедорожных полигонах, где препятствия вымерены по миллиметру. Бывает страшно, но всегда точно знаешь - пройдешь. Бывали на тестах, где колонну машин сопровождает серьезно подготовленный внедорожник. Иногда жутковато, но точно понятно: случись что, вытянут. Сейчас же сворачиваем с асфальта в чистое поле, устремляемся в сторону Гареджийской пустыни, и с нами в компании лишь еще пара «Дастеров», которые от тестовых отличаются лишь дополнительными багажниками с запасками и лопатами.
Дальше мы попадаем на участки с глубокой жидкой грязью, в которой по максимуму раскрываются специализированные внедорожные покрышки. Гребут своими развитыми грунтозацепами и кювета не знают. Мне никогда даже в голову не пришло бы сунуться в эту жижу на кроссовере, но за несколько километров слякоти из дюжины «Дастеров» застревает всего одна машина, да и та лишь из-за того, что водитель не вовремя бросил «газ». Выезжает он, кстати, без посторонней помощи. Еще пара-тройка грязевых участков, часть из которых приходится на крутые подъемы: Duster пролетает их ходом, главное выключить систему стабилизации и заблокировать муфту полного привода.
После такой гимнастики преодолевать реку в брод Duster бросается с радостью - хоть немного отмоет колеса и пороги от налипшей грязи. Это, кстати, можно приписать к недостаткам машины: пороги ничем не прикрыты и выходя после участка бездорожья, легко испачкать штаны. В основном же поводов покинуть теплый салон и окунуться в буйный ветер грузинской пустыни Duster не дает.
На следующий день «Дастерам» отдохнуть не удалось – впереди была дорога в горы. Буквально через 30 км по деревням мы с уже дизельным кроссовером съезжаем прямо в высохшее на время сухого сезона русло реки. Камни, ветки, ручьи, пара бродов - сущая разминка. Дальше - веселее. Устремляемся прямо вверх, лавируя между опорами ЛЭП. По одному, под четкие команды по рации, мы летим-ползем-скачем по гравию-грязи-камням, которые торчат из земли гигантскими плитами размером с Duster. Страшно - не то слово, но у меня экипаж под номером семь, а шесть «Дастеров» подъем уже преодолели - чем мы хуже? Тем более, что у дизельного Renault крутящий момент больше и доступен с более низких оборотов: включил короткую первую передачу - и вперед, штурмовать склоны.
Наверху мы наконец-то попадаем в зиму. Буквально за 10 минут неспешной езды по забытым горным тропкам - и покрытые инеем кусты уступают место глубокому снегу. Когда под колесами появляется раскатанный лед, шины, разумеется, немного пасуют: приходится аккуратно прерывисто тормозить на спусках, чтобы не заблокировать колеса. Это не пустая предосторожность: через пару метров после места, где должна остановиться машина, может быть пропасть метров в 100 глубиной. На рыхлом же снегу шины BF Goodrich обеспечивают вполне достойный зацеп: для этого в них есть дополнительные ламели, устроенные по аналогии с нешиповаными зимними шинами. В общем и на этом участке пути обошлось без потерь.