Уходящий год можно назвать годом кроссоверов и беспилотных технологий. Во-первых, на рынок вышло сразу несколько премиальных моделей, а своим силы в сегменте впервые попробовали Jaguar, Maseratti, Alfa Romeo и даже Bentley. Во-вторых, в России появились сразу несколько сравнительно недорогих моделей в сегменте SUV.
Беспилотные технологии, за которые взялись сразу все производители, пока оказались слишком далеки от совершенства. Autonews.ru вспоминает самые яркие автомобили и события 2016 года.
Российская премьера года: Lada XRAY
В феврале на рынок вышел хэтчбек Lada XRAY – второй после седана Vesta автомобиль из Тольятти, решенный в новом корпоративном стиле Стива Маттина. И первый вазовский автомобиль, построенный с использованием заимствованной платформы, но не являющийся продуктом бэдж-инжиниринга, как фургон Lada Largus. XRAY построен на базе Renault Sandero, но обладает собственным стилем, оснащается вазовскими моторами 1,6 (106 л.с.) и 1,8 (122 л.с.), механической или роботизированной коробками передач. С февраля по декабрь продано более 17 тыс. машин, а в рейтинге бестселлеров рынка хэтчбек занимает 18-е место.
Спор года: Renault Kaptur против Hyundai Creta
В апреле на рынок вышел Renault Kaptur московского производства – первый автомобиль французского бренда, разработанный московским инженерным центром. В отличие от европейского Renault Captur, который построен на базе хэтчбека Clio, российский Kaptur использовал более утилитарное шасси Duster, хотя внешне остался похожим на европейский прототип. Чуть позже был представлен Hyundai Creta российской сборки, представляющий собой адаптированную модель ix25. Обе машины предложили переднее- и полноприводные варианты, а также бензиновые двигатели объемом 1,6 и 2,0 литра. Creta, с ходу ворвавшаяся в топ-10 российского рынка, пока является более успешной – в ноябре было продано 4,8 тыс. машин против 2,3 тыс. Renault Kaptur. Впрочем, французский бренд даже с выходом Kaptur сохранил прежние объемы продаж внедорожника Duster.
Электрокар года: Tesla Model 3
Весной в США представили новый электрокар Tesla Model 3, который стал самым доступным в модельном ряду и обещает дать бой BMW 3-Series, Audi A4 и Mercedes-Benz C-Class. Впрочем, купить машину нельзя и сейчас - клиентам предлагается лишь зарезервировать электрокар под задаток в 1 000 долларов. Технические характеристики модели держатся в секрете. Известно лишь, что базовая версия будет иметь запас хода до 340 км и сможет разгоняться до 100 км/ч менее чем за шесть секунд. Подробный прайс-лист, как и списки комплектаций, пока не появились, но минимальный ценник, как и обещал глава марки Илон Маск, останется на отметке 35 тыс. долларов.
Происшествия года: аварии с участием автопилота
Летом один из водителей седана Tesla Model S погиб за рулем автомобиля, который ехал в режиме автопилота. В Tesla заявили, что это первый известный случай аварии с летальным исходом за все время использования автопилота на ее автомобилях. Аварии с автопилотируемыми Tesla происходили и раньше. Так, в штате Юта автомобиль включил парковочный режим и врезался в стоящий грузовик. В другом случае автопилот не заметил аварийный фургон в левой полосе шоссе и врезался в него. К концу года компания отказалась от использования термина «автопилот» и объявила о том, что функция будет недоступна водителям, использующим автомобили для таксомоторной деятельности. Кроме того, в аварию по своей вине недавно попал и беспилотник Google.
Бренд года: Genesis
Осенью 2015 г. из состава Hyundai было выделено отдельное подразделение Genesis, а в уходящем году премиальный суббренд был окончательно сформирован и представлен на российском рынке. В сентябре состоялась российская премьера флагманского седана Genesis G90, наследника модели Equus. Как и в случае с Equus, G90 выпускается в длиннобазном исполнении с вставкой длиной 290 миллиметров. Следом на наш рынок выйдет бизнес-седан G80 – наследник Hyundai Genesis. В наступающем году корейцы представят спорт-седан G70, который войдет в сегмент Mercedes С-Class и BMW 3-Series. Наконец, к 2020 г. под маркой Genesis будут представлены два кроссовера и спортивное купе – всего шесть моделей с заднеприводной архитектурой и V-образными двигателями.
Рекордсмен года: Bugatti Chiron
Компания Bugatti вернула себе неофициальный титул производителя самых быстрых серийных автомобилей, имеющих допуск на дороги общего пользования. Гиперкар Chiron, который пришел на смену модели Veyron, оснащается восьмилитровым двигателем W16 мощностью 1500 лошадиных сил. Разгон до «сотни» у гиперкара занимает 2,5 секунды, а 200 км/ч он набирает всего за 6,5 секунды. Максимальная скорость достигает 420 км в час. Chiron будет изготовлен ограниченным тиражом в 500 экземпляров, каждый из которых будет продаваться не менее, чем за 2,4 млн евро без учета налогов. Первые клиенты получили свои машины в сентябре.
Неожиданность года: пикап от Mercedes
Осенью Mercedes-Benz представил концепт первого в истории пикапа премиум-класса. Модель, которая будет называться X-Class, строят в рамках альянса с Nissan на базе пикапа Navara. От прародителя будущий пикап будет отличаться кардинально. Немцы уверены, что потенциал рынка пикапов велик, и в первую очередь за счет клиентов, которые хотят видеть в машине не рабочий инструмент, а транспорт для развлечений и отдыха. Поэтому будущий X-Сlass будет выпускаться только в исполнении Double Cab, получит пружинную заднюю подвеску вместо рессорной и хорошее оснащение. Силовые агрегаты – французские четырехцилиндровые дизели и собственные моторы V6.
Роскошь года: Bentley Bentayga
С начала года клиенты стали получать внедорожники Bentley Bentayga – роскошные семиместные машины, само появление которых уже можно считать сенсацией. Автомобиль делит платформу с Audi Q7 и оснащается 608-сильным мотором W12 6,0 TSI с двумя турбокомпрессорами, либо дизелем V8 4,0 мощностью 429 лошадиных сил. Трансмиссия – восьмиступенчатый «автомат», привод – полный с дифференциалом Torsen. Салон отделан по высшему разряду, а в списке опций – аксессуары из алмазов и драгметаллов. В России Bentayga стоит минимум 15,9 млн рублей. Дороже продается только Mercedes G65 AMG, за который просят 21,5 млн рублей.
Тюнинг-проект года: Land Speed Cruiser
На крупнейшем тюнинг-шоу SEMA в Лас-Вегасе Toyota представила внедорожник Land Cruiser 200 с мотором мощностью 2000 лошадиных сил. Машину укомплектовали двигателем V8 объемом 5,7 л с двумя турбокомпрессорами Garrett. Максимальная скорость Land Speed Cruiser составляет 354 км/ч – быстрее, чем Bentley Bentayga, которая может разогнаться до 301 км в час. Внешних изменений 2000-сильный Land Cruiser получил минимум. Его можно узнать по сильно заниженной подвеске, 22-дюймовым дискам, алюминиевому спойлеру на пятой двери и большим светодиодным противотуманным фарам в переднем бампере.
Концепт-кар года: Mercedes-Maybach 6
От переднего до заднего бампера у Mercedes-Maybach 6 целых 5,6 м, и по этому показателю роскошное купе умудрилось обойти даже Rolls-Royce Phantom Coupe. В движение модель приводится с помощью четырех электромоторов суммарной мощностью в 738 лошадиных сил. До 100 км/ч Mercedes-Maybach 6 разгоняется менее, чем за 4 секунды при максимальной скорости в 250 км в час. Самое длинное купе в мире одновременно стало и самым элегантным. Прототип представили сначала на конкурсе элегантности в Пеббл-Бич, потом – на автосалоне в Париже, а затем машину отправили в музей Mercedes-Benz. Концепт не станет серийным, он был создан для демонстрации возможностей Maybach по разработке сверхдорогих моделей, которые смогут конкурировать с Rolls-Royce, Aston Martin и Bentley.