Не Ноев ковчег и не скелет динозавра. На очередной горной вершине нас ждал другой древний артефакт – вросшая в грунт рама от УАЗа. Чем выше село в Армении, чем хуже туда дорога, тем больше встречается ульяновских внедорожников. Даже древние ГАЗ-69 времен Всемирного потопа все еще на ходу. УАЗ здесь считают простым и очень выносливым сельским транспортом, чем-то между ослом и самоходным шасси. Однако в Ульяновске думают по-другому: передний бампер обновленного Patriot украшают датчики парковки, а переднюю панель – надписи Airbag. Подогрев руля, климат-контроль, натуральная кожа на сиденьях – неужели внедорожник решил поселиться в городе?
Подобно тому, как сглаженные, плавные холмы за окном переходят в скальные разломы, меняется и дизайн «Патриота»: с рестайлингом 2014 г. внедорожник получил множество остроугольных деталей. Нынешнее обновление внешность внедорожника фактически не затронуло. Возврат к прежней мелкоячеистой решетке радиатора вместо авангардных ломаных планок вообще можно расценивать как шаг назад. Зато такую решетку можно обвести хромом и поставить по центру гигантский шильдик-птичку.
Еще в прошлом году Patriot обзавелся новыми угловатыми накладками на двери, а теперь в том же, грубоватом индустриальном стиле выполнена и передняя панель автомобиля. В прошлом крупные водители при переключении передач упирались костяшками пальцев в центральную консоль. Новая панель не так сильно выдается в салон, но у дорестайлинговой был мягкий верх, а здесь пластик тверже базальта в Гарнийском ущелье.
Представители УАЗа утверждают, что жесткая отделка – современный тренд, однако многие массовые производители стремятся добавить прострочку, кожу и мягкие накладки. На ограниченной серии Patriot World of Tanks Edition козырек приборки и крышка центрального отсека как раз обшиты кожей и хорошо, если такая отделка появится на серийных машинах. Она одна способна добавить интерьеру больше очков, чем мягкий пластик и будет гармонировать с обивкой сидений топ-версий. Теперь на центральную часть кресел идет приятная на ощупь натуральная кожа. Особо подчеркивается, что шкуры отечественные – рязанских коров.
Передняя панель организована логичнее. Экран мультимедийной системы расположен на одном уровне с приборной панелью и меньше отвлекает от дороги. Блок управления новым климат-контролем также подняли повыше, а в основании консоли разместился кармашек под телефон. С молочно-белой подсветкой приборы и символы лучше читаются в темноте, но часть кнопок сохранила фирменный зеленый цвет. Клавиши стали короткоходными, а ручки вращаются с приятным плотным усилием.
Но и в обновленном салоне осталось, над чем поработать. К примеру, новые, более эффективные воздуховоды, дующие на боковые стекла, работают не синхронно с обдувом лобового, а только в положении «в лицо». Выручает электроподогрев лобового стекла. Новый бардачок сделан охлаждаемым, но из-за формы передней панели и расположения климат-контроля он получился совсем крохотным и внутри с трудом помещается бутылочка с водой. Гораздо логичнее было бы сделать охлаждаемым отсек между сиденьями. А еще разместить разъем USB на центральной консоли, но пока же он высовывается на длинном проводе из бардачка.
Совершенно новый руль выполнен в стиле, более характерном для Chevrolet, но в рестайлинговом интерьере смотрится вполне органично. Он регулируется по вылету, обшит кожей и снабжен кнопками для управления аудиосистемой и круиз-контролем. Рулевая колонка сделана травмобезопасной и при аварии должна сложиться. И это лишь часть серьезной программы по повышению безопасности «Патриота».
Раньше «Патриот» можно было использовать как наглядное пособие по автомобильным шумам: чтобы общаться с задними пассажирами, приходилось напрягать голос и слух. Ревел мотор, свистел ветер на скорости, выл дополнительный отопитель, грохотали замки в дверях. Временами что-то неизвестное жужжало, скрипело и клацало. Для того, чтобы эффективно шумоизолировать салон, УАЗ решил привлечь иностранного специалиста. Помимо матов на полу и стенке моторного отсека, по верху дверей проложили дополнительные уплотнители. В салоне стало на порядок тише. Тяги «механики» по-прежнему полязгивают при переключении, но звук двигателя перешел в низкочастотный гул. Тише стал работать вентилятор климатической системы, и при ее включении силовой агрегат не бьется в конвульсиях. Затих и дополнительный отопитель, превратившийся в опцию.
Patriot после обновления стал только бензиновым, потому что доля машин с заволжским дизелем была слишком мала, и заводу было легче совсем от него отказаться, нежели приводить мотор в соответствие с нормами Евро-5. Окажись под капотом «Патриота» другой, более тяговитый и менее проблемный мотор вроде газелевского «Камминса» или фордовского дизеля для Land Rover Defender, клиенты, возможно, и переплачивали за такой вариант 100-200 тыс. рублей. Пока же сложилось впечатление, что представители УАЗа довольно скептически настроены к дизелю.
Тяги на низах достаточно, чтобы въехать на серпантин на 1500-2000 оборотах. Оставшийся в одиночестве мотор ЗМЗ-409 в рамках подготовки под Евро-5 нарастил мускулы: мощность выросла со 128 до 134 л.с., а момент увеличился с 209 до 217 ньютон-метров. Чтобы почувствовать прибавку, мотор нужно крутить, а он этого по-прежнему не любит. К тому же в разреженном горном воздухе, по мере того, как мы взбираемся все выше и выше, 409-й задыхается и теряет лошадиные силы. Быстро УАЗ поедет только в том случае, если пустить его вниз по склону Арагаца. Разгон внедорожника до «сотни» до сих пор приравнивается к гостайне.