Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и на мини-роботов Nissan Eporo. Занятные создания, покручивая глазастыми разноцветными головами, неторопливо движутся по кольцевой трассе, проложенной посреди фойе ниссановского офиса в Испании. Никак не могу сообразить, на кого похожи мультяшные штуки. Присматривающий за Eporo японец объясняет: «Это рыбки».
Оказывается, Eporo – носители технологии, которая позволяет автомобилям двигаться в потоке, имитируя поведенческую модель косяка рыб: они не соприкасаются друг с другом и огибают препятствия. Ставлю на пути «рыбки» ладонь. Eporo тормозит, недовольно светится красным, другие за ним тоже ждут. Убираю руку - и робо-стайка, замигав зеленой подсветкой, продолжает «плавание». Вот так и выглядит будущее.
Отправляясь на испанское мероприятие Nissan Futures – семинар на тему фирменных перспектив – я ожидал увидеть автомобили. Не косяк маленьких Eporo, а что-то из крупных четырехколесных идей. Например, трехместный граненый электрокар Bladeglider. Или навороченный спасательский пикап Navara EnGuard Concept с его дронами-разведчиками в кузове, или агрессивный гибридный компакт-кроссовер Gripz. Наконец, один из самых продвинутых прототипов – электрический же IDS, который прочат в преемники модели Leaf. Но нет, ничего такого в Испанию не привезли. Однако это не значит, что Nissan не планирует выпускать новые модели в ближайшие годы. Ниссановцы говорят о перспективе в широком смысле слова и рассказывают о шагах, которые сделаны в выбранном направлении.
Действо начинается с демонстрации фото жилых интерьеров, где на стенах висят некие прямоугольные девайсы. Они называются xStorage – совместная разработка Nissan и компании Eaton. В чем смысл? Устройства xStorage – это компактные хранилища электричества, которые основаны на б/у батареях от Nissan Leaf.
Установив дома xStorage, европейцы смогут покупать электроэнергию по выгодным ночным тарифам и накапливать для дальнейшего использования в загруженные часы, а также копить энергию от солнечных батарей и других возобновляемых источников. И не только накапливать электричество на собственные нужды (в том числе для аварийного снабжения), но и продавать часть запаса обратно в сеть. xStorage стали доступны европейцам с декабря по цене от 3500 евро, за которые предлагают установку мощностью 3,5 кВт. Системы на 6 кВт обойдутся в 3900 евро, а собранные из новых аккумуляторных батарей стоят от 5000 евро, но имеют большую емкость и расширенную до 10 лет гарантию производителя. Обещанная экономия на счетах за электричество – 600 евро в год.
На экране возникает фото громадного стадиона. Nissan и Eaton объявили о заключении крупнейшего соглашения с Amsterdam Arena – домашней ареной футбольного клуба «Аякс» – об интеграции системы xStorage Building в электросеть спортивного комплекса. На сегодняшний день xStorage Building является самой крупной в Европе системой накопления электроэнергии для коммерческого использования и состоит из 280 аккумуляторных батарей от Nissan Leaf, получивших вторую жизнь. И теперь xStorage Building обеспечивает эффективное и стабильное энергопитание стадиона даже в случае возникновения аварийных ситуаций в городском энергоснабжении. Для тех, кто понимает, что Nissan не только автомобили: это однозначный фирменный успех – светлое и экономически выгодное будущее вот оно, частично наступило. Батарей должно хватить на всю историю xStorage: прямо сейчас Leaf – это самый продаваемый электромобиль в мире.
Именно на базе Nissan Leaf компания сейчас оттачивает набор технологий Nissan Intelligent Driving, которым посвящена львиная доля семинара. NID – основа глобальной стратегии Nissan Intelligent Mobility, в ней отражены ключевые решения компании относительно того, как автомобили должны приводиться в движение, управляться и интегрироваться в общество. Речь, в первую очередь, об автономном вождении: комплекс систем, поддерживающих «самостоятельное плавание», называется ProPilot.
Начало было положено с опытным образцом Leaf, который умел автоматически парковаться и самостоятельно двигаться в пробках. Затем ниссановцы анонсировали системы автоматического перестроения с полосы на полосу и функцию автоматического обгона. Дебют автомобиля с полной автономией заявлен на 2020 г. – и, скорее всего, автономно поедет нечто серийное по мотивам упомянутого выше концепта IDS. А еще через 30 лет, как считают ниссановцы, автомобили с автономным управлением принесут европейской экономике аж 17 триллионов евро.
Но, как говорится, многое еще предстоит сделать. Например, понять, насколько европейское общество в целом готово к автомобилям с автопилотами. Тут на помощь приходит социология. И вот Nissan рапортует об итогах мощного независимого исследования Freeing the Road, подготовленного исследовательским центром Policy Network для анализа социального и экономического влияния автомобилей с автономным управлением. В общей сложности было опрошено около 6000 человек в Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии и Норвегии.
Исследование показало, что большинство респондентов считают автомобили с автономным управлением позитивной вехой прогресса и прогнозируют большое влияние технологии на мир в целом. Участники надеются на уменьшение количества инцидентов и напряженных моментов на дороге, вызванных человеческими ошибками, а равно лихачеством и пьянством. В общем, участники пороса уверены, что автопилотирование поможет снизить общий уровень дорожного стресса. И еще автопилоты видятся отличным решением для незащищенных слоев населения: людей с ограниченными возможностями, пожилых и слабо видящих.
Участники опроса очень высоко оценили возможность высвободить время, затрачиваемое сейчас на управление автомобилем. Четыре из пяти респондентов хотели бы во время поездок заниматься чем-то еще. Больше половины признались, что за рулем отвлекаются на поиск подходящей радиостанции или на то, чтобы поесть. А хотят еще большего: просматривать во время движения новости, читать книги, работать или попросту спать.
Конечно, как любая новинка, технология вызывает и опасения. Почти половина респондентов назвали главным недостатком автономного управления риск возникновения неисправности, сбоя в работе системы, особенно при полной невозможности управления автомобилем самостоятельно. Участливые европейцы беспокоятся, что после внедрения автопилотов многие профессиональные водители потеряют работу. Но в отчете также содержатся рекомендации о том, какие ключевые шаги необходимо предпринять правительствам разных стран и другим регулирующим органам, чтобы преодолеть технологические и социальные барьеры, стоящие на пути автомобилей с автономным управлением. В частности, как сделать так, чтобы инфраструктура не сбоила, а безработные водители были заняты в ней после переквалификации и не выходили на митинги.
Да, выборка опроса невелика, но будем считать, что общество готово принять автопилоты. Вопрос в готовности самих систем автопилотирования. Один из докладов нам читает ученый-антрополог Мелисса Цефкин, которая принимает активное участие в разработке систем. По словам Мелиссы, сейчас автопилоты могут безошибочно работать лишь в идеальном мире, где все окружение автомобиля упорядочено и действует строго по правилам. Задача Цефкин в том, чтобы изучать поведенческие модели в самых разных ситуациях и обучать систему всем особенностям реальности, где пешеходы могут совершать непредсказуемые действия, а водители соседних автомобилей резко менять решения. В электронный мозг автомобиля с системой автопилотирования необходимо загрузить массу вариантов реакций на изменения окружающей среды.
«Представьте, что вы начали перестраиваться и внезапно вас обгоняет автомобиль, движущийся по соседней полосе. Как ваш автомобиль передаст важную информацию о том, что к вам приближается другое транспортное средство, и как он отреагирует на ситуацию? Или представьте себе поворот на городской улице и пешехода, внезапно появившегося на проезжей части. Что при этом должен сообщить вам ваш автомобиль? В такой ситуации вы должны быть проинформированы и ни в коем случае не напуганы», – замечает она. Одно из найденных решений упрощения коммуникации демонстрирует концепт IDS. Он общается с пешеходами посланиями, которые высвечиваются у нижней кромки лобового стекла. «Проеду после вас», – показывает, например, IDS, тормозя у пешеходного перехода.
Ищет ответы на вопросы и заместитель генерального менеджера департамента разработок технологий автономного управления Nissan Такаши Сунда. «Стиль вождения – вещь очень индивидуальная. На него влияют как культурные, так и личностные особенности. Европейцы привыкли ездить строго по правилам. А в Китае, например, движение более хаотичное, но для местных это нормально. В Азии мотоциклы часто пересекают шоссе, а в Великобритании левостороннее движение. Вот почему нужно учитывать все вероятные варианты развития событий. Однако это может быть очень сложной задачей. Водители, которые впервые сталкиваются с автономным управлением, должны чувствовать себя комфортно. Все должно оставаться простым и понятным. Изменения уже начались».