branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Евгений Багдасаров
Подписаться на Telegram-канал

Конец эволюции: почему Mitsubishi Lancer – это целая эпоха

Mitsubishi Lancer снимут с производства в августе 2017-го. Пока седан покинет только американский рынок, но фанаты легендарной модели по всему миру уже очень расстроились
Конец эволюции: почему Mitsubishi Lancer – это целая эпоха

Mitsubishi в августе 2017 г. прекратит производство Lancer десятого поколения, сообщил исполнительный вице-президент североамериканского подразделения MMC Дон Сверинген на автосалоне в Детройте. Позже в компании заверили, что прекращение выпуска касается только США, а на других рынках машина останется, но фанаты легендарной модели по всему миру уже успели загрустить.

Lancer стал самым продаваемым автомобилем японской марки - с 1973 г. он разошелся тиражом в более 6 миллионов экземпляров. Нынешняя генерация машины стремительно теряет популярность, но это и неудивительно: в январе ей исполнилось уже десять лет.

Топливный кризис и россыпь кузовов

Экономичный Lancer с рядными «четверками» объемом от 1,2 до 1,6 л поспел как раз к Энергетическому кризису 1973 г., что обеспечило ему, как и многим другим японским машинами, популярность в Европе и США. Кроме того, корпорация Chrysler, в 1971 г. купившая долю Mitsubishi, активно продвигала японские машины на двух рынках. Причем, для США, Канады и Австралии «Лансеры» продавались под американскими брендами: Chrysler, Dodge и Plymouth. Упомянутый автомобиль сразу создавался с прицелом на экспорт и прежде всего должен был отвечать европейским вкусам. Работу над его угловатым дизайном поручили итальянцу Альдо Сессано.

Mitsubishi Lancer Coupe 1973
Mitsubishi Lancer Coupe 1973

Lancer в переводе с английского – «улан». Первое поколение (1973 г.) с дизайном в популярном стиле «бутылка кока-колы» предлагало впечатляющий набор кузовов: двух- и четырехдверный седаны, трехдверный хэтчбек и универсал. У наследников такого разнообразия уже не было. Например, четвертое поколение машины существовало исключительно в кузове седан. Шестое предлагало пятидверный кузов хэтчбек, а седьмое – универсал и купе. Lancer девятого поколения в Японии нес приставку Cedia и отличался от европейской машины не только внешне, но и увеличенной на 100 мм колесной базой.

Mitsubishi Lancer Sedan 1976
Mitsubishi Lancer Van 1976
Mitsubishi Lancer Coupe 1973
Mitsubishi Lancer Sedan 1976
Mitsubishi Lancer Van 1976
Mitsubishi Lancer Sedan 1973
Mitsubishi Lancer Van 1976
Mitsubishi Lancer Sedan 1976
Mitsubishi Lancer Van 1976
Mitsubishi Lancer Coupe 1973
Mitsubishi Lancer Sedan 1976
Mitsubishi Lancer Van 1976
Mitsubishi Lancer Sedan 1973
Mitsubishi Lancer Van 1976
Mitsubishi Lancer Sedan 1976
Mitsubishi Lancer Van 1976
Mitsubishi Lancer Coupe 1973
Mitsubishi Lancer Sedan 1976
Mitsubishi Lancer Van 1976
Mitsubishi Lancer Sedan 1973
Mitsubishi Lancer Van 1976

Смена привода

В конце 1970-х с седана Lancer Fiore, созданного на одной платформе с субкомпактом Mirage/Colt, модель переходит на передний привод. В конце 1980-х на европейском универсале появляется постоянный полный привод. Позже обычные «Лансеры» стали оснащать трансмиссией с подключаемой задней осью, а для раллийных Lancer Evolution была разработана более сложная система. Например, трансмиссия Super All Wheel Control (S-AWC) седана Lancer Evolution X включает управляемый электроникой центральный дифференциал, активный задний редуктор и передний самоблок.

Mitsubishi Lancer Fiore 1982
Mitsubishi Lancer Fiore 1982

Уже самый первый Lancer, помимо экономичных версий, предлагался в «заряженной» 1600GSR с двумя карбюраторами и серьезной по тем временам мощностью 98 лошадиных сил. В 1973 г. специально подготовленная машина с увеличенной до 165 л.с. мощностью заняла первые четыре места на ралли Австралии, открыв счет спортивным победам Mitsubishi.

Компания Mitsubishi обновила Lancer Новости 1 октября 2015 Компания Mitsubishi обновила Lancer
Доплата за багажник: почему седаны С-класса теряют популярность Статьи 1 апреля 2016 Доплата за багажник: почему седаны С-класса теряют популярность

В 1980 г. Mitsubishi начала оснащать самые мощные «Лансеры» наддувом. Еще спустя два года компания выпустила версию EX Turbo 2000 мощностью 170 л.с, способную разгоняться до 200 км в час. Двухлитровый двигатель раллийной версии был форсирован до 280 лошадиных сил. Позже наддув стал одним из слагаемых модели Lancer Evolution.

Mitsubishi Lancer 2000 Turbo 1981
Mitsubishi Lancer 2000 Turbo 1981
Mitsubishi Lancer 2000 Turbo 1981
Mitsubishi Lancer 2000 Turbo 1981
Mitsubishi Lancer 2000 Turbo 1981
Mitsubishi Lancer Fiore 1600GSR Turbo 1983
Mitsubishi Lancer Fiore 1600GSR Turbo 1983
Mitsubishi Lancer 2000 Turbo 1981
Mitsubishi Lancer 2000 Turbo 1981
Mitsubishi Lancer 2000 Turbo 1981
Mitsubishi Lancer 2000 Turbo 1981
Mitsubishi Lancer 2000 Turbo 1981
Mitsubishi Lancer Fiore 1600GSR Turbo 1983
Mitsubishi Lancer Fiore 1600GSR Turbo 1983
Mitsubishi Lancer 2000 Turbo 1981
Mitsubishi Lancer 2000 Turbo 1981
Mitsubishi Lancer 2000 Turbo 1981
Mitsubishi Lancer 2000 Turbo 1981
Mitsubishi Lancer 2000 Turbo 1981
Mitsubishi Lancer Fiore 1600GSR Turbo 1983
Mitsubishi Lancer Fiore 1600GSR Turbo 1983

Витки «Эволюции»

В начале 1990-х спортивное подразделение Mitsubishi решило заменить на гоночных трассах модель Galant меньшим по размеру «Лансером». Так в 1992 г. появился Lancer Evolution с кузовом машины седьмого поколения и агрегатами раллийного «Галанта». Для омологации было достаточно выпустить 2500 машин, но спрос на японском рынке вынудил компанию удвоить тираж. От серии к серии Evo становился мощнее, а его полноприводная трансмиссия – сложнее. В 1997 г. на машинах появилось регулируемое заднее антикрыло, а для японского рынка – «автомат» и кузов универсал. Lancer X развивал 295 л.с. и 407 Нм, а спецверсия для британского рынка FQ400, способная разогнаться до «сотни» за 3,8 с, – 400 л.с. и 525 НМ момента. Однако этот автомобиль стал более дорожным, чем бескомпромиссный предшественник.

Mitsubishi Lancer Evolution I 1992
Mitsubishi Lancer Evolution II 1994
Mitsubishi Lancer Evolution III 1995
Mitsubishi Lancer Evolution IV 1996
Mitsubishi Lancer Evolution V 1998
Mitsubishi Lancer Evolution VI 1999
Mitsubishi Lancer Evolution VII 2001
Mitsubishi Lancer Evolution VIII 2003
Mitsubishi Lancer Evolution IX 2005
Mitsubishi Lancer Evolution X 2008
Mitsubishi Lancer Evolution I 1992
Mitsubishi Lancer Evolution II 1994
Mitsubishi Lancer Evolution III 1995
Mitsubishi Lancer Evolution IV 1996
Mitsubishi Lancer Evolution V 1998
Mitsubishi Lancer Evolution VI 1999
Mitsubishi Lancer Evolution VII 2001
Mitsubishi Lancer Evolution VIII 2003
Mitsubishi Lancer Evolution IX 2005
Mitsubishi Lancer Evolution X 2008
Mitsubishi Lancer Evolution I 1992
Mitsubishi Lancer Evolution II 1994
Mitsubishi Lancer Evolution III 1995
Mitsubishi Lancer Evolution IV 1996
Mitsubishi Lancer Evolution V 1998
Mitsubishi Lancer Evolution VI 1999
Mitsubishi Lancer Evolution VII 2001
Mitsubishi Lancer Evolution VIII 2003
Mitsubishi Lancer Evolution IX 2005
Mitsubishi Lancer Evolution X 2008

Mitsubishi активно внедряла в конструкцию Lancer передовые технологии. Уже первое поколение машины оснащалось травмобезопасной рулевой колонкой и дисковыми тормозами на всех осях. Еще в конце 1970-х компания озаботилась снижением вредных выборосов и внедрила технологию MCA (Mitsubishi Clean Air) с дополнительным Jet-клапаном. Позже Lancer пятого поколения получил экологичный мотор с «изменяемым рабочим объемом» (Modulated Displacement): он отключал половину цилиндров и тем самым экономил топливо. Для того, чтобы сделать работу четырехцилиндровых моторов плавнее, Mitsubishi разработала фирменную систему Silent Shaft с балансирными валами, вращающимися в противоположных направлениях.

Необычный «американец»

В 1975 г. на смену спорткупе Galant FTO пришла модель Lancer Celeste, у которой крышка багажника поднималась вместе со стеклом. Автомобиль продавался под несколькими американскими марками: для Австралии его переименовали в Chrysler Lancer, для США – в Plymouth Arrow, а для Канады – в Dodge Arrow. Помимо моторов 1,4 и 1-6 л, автомобиль получил двухлитровый агрегат. Позже для рынка США представили двигатель объемом 2,6 литра. В 1978 г. модель получила к квадратные фары и массивные бампера и выпускалась еще четыре года.

Mitsubishi Lancer Celeste 1975
Mitsubishi Lancer Celeste 1975
Mitsubishi Lancer Celeste 1975
Plymouth Arrow GT 1976
Plymouth Arrow GT 1977
Plymouth Arrow GT 1977
Plymouth Arrow GT 1978
Mitsubishi Lancer Celeste 1975
Mitsubishi Lancer Celeste 1975
Mitsubishi Lancer Celeste 1975
Plymouth Arrow GT 1976
Plymouth Arrow GT 1977
Plymouth Arrow GT 1977
Plymouth Arrow GT 1978
Mitsubishi Lancer Celeste 1975
Mitsubishi Lancer Celeste 1975
Mitsubishi Lancer Celeste 1975
Plymouth Arrow GT 1976
Plymouth Arrow GT 1977
Plymouth Arrow GT 1977
Plymouth Arrow GT 1978

Lancer и электричество

В 1994 г. Mitsubishi представила электромобиль на базе универсала Libero – полноприводной разновидности «Лансера. Успеха он не снискал: свинцово-кислотные батареи не обеспечивали большой запас хода, а цена машины оказалась выше, чем у топ-модели Mitsubishi – роскошного Debonair. На этом компания не остановилась и в 2006 г. представила электрический прототип Lancer Evolution MIEV с четырьмя мотор-колесами суммарной мощностью 268 лошадиных сил. Он оказался медленнее бензиновой машины: разгон до 100 км/ч занимал 7 против 5,7 секунды. А запас хода равнялся всего 250 километрам. Через несколько журнал Motor Trend со ссылкой на анонимный источник в Mitsubishi сообщил, что новое, одиннадцатое поколение Evo получит гибридную трансмиссию с турбодизелем и двумя электромоторами. Позже эта информация не подтвердилась.

Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Libero EV 1994
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Libero EV 1994
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Lancer Evolution MIEV Concept 2005
Mitsubishi Libero EV 1994

Из бестселлеров в аутсайдеры

В 2005 г. Lancer IX был самой популярной иномаркой в России и только год спустя его обошли Ford Focus и Renault Logan отечественной сборки. Модель десятого поколения продавалась хуже: сначала ее сдерживали квоты, затем – высокая цена. Mitsubishi даже вернула на российский рынок девятый «Лансер», но он также продавался не слишком здорово. Машина десятого поколения постепенно теряла популярность, лишилась полноприводных версий, мощных моторов и кузова хэтчбек. В 2015 г. продажи седана составили 600 машин с небольшим и в марте 2016-го Mitsubishi была вынуждена прекратить поставки Lancer.

Mitsubishi Lancer 2007
Mitsubishi Lancer 2007

В Российском представительства Mitsubishi отметили, что заявление американских коллег о снятии с производства Lancer касается исключительно американского рынка. Тем не менее, спрос на десятый «Лансер» снизился только в России. Если в 2010 г. в Европе и США продавали более 21 тысячи машин, то в 2015-м спрос на европейском рынке упал ниже отметки 4 тыс., а на американском – ниже 18 тысяч. И легким рестайлингом, который автомобиль перенес в 2015-м, ситуацию вряд ли можно поправить.

А вот для Китая седан обновили куда более радикально. У Lancer производства совместного предприятия Soueast Mitsubishi изменилась не только оптика и интерьер, но даже подоконная линия, а на боках появились выштамповки. Однако об этой модели известно крайне мало, и Mitsubishi не озвучивала планы поставок китайских машин на другие рынки. Нет определенности и с новым одиннадцатым поколением «Лансера», который, по слухам планируют создать на платформе альянса Renault-Nissan.

Lancer Soueast Mitsubishi
Mitsubishi Lancer 1988
Mitsubishi Lancer 1991
Mitsubishi Lancer 1997
Mitsubishi Lancer 2005
Mitsubishi Lancer 2007
Mitsubishi Lancer GT 2016
Lancer Soueast Mitsubishi
Mitsubishi Lancer 1988
Mitsubishi Lancer 1991
Mitsubishi Lancer 1997
Mitsubishi Lancer 2005
Mitsubishi Lancer 2007
Mitsubishi Lancer GT 2016
Lancer Soueast Mitsubishi
Mitsubishi Lancer 1988
Mitsubishi Lancer 1991
Mitsubishi Lancer 1997
Mitsubishi Lancer 2005
Mitsubishi Lancer 2007
Mitsubishi Lancer GT 2016