Суд в Москве лишил столичного водителя прав на два месяца за то, что номерной знак на автомобиле был залеплен снегом. Сотрудники ГИБДД посчитали, что автомобилист сознательно закрыл номера, чтобы избежать штрафов с камер видеофиксации, а судья согласился с аргументами инспекторов. Автомобилист пытался доказать, что знаки сами собой стали нечитаемыми из-за плохих погодных условий, однако судья не стал даже запрашивать справку из Гидрометцентра – основанием для вынесения обвинительного приговора стали следы отпечатков пальцев на снегу, залепившем цифры номеров.
Не исключено, впрочем, что автомобилист действительно стал жертвой обстоятельств, а наказание за нечитаемые номера должно было быть мягче. В зимний период возможен целый ряд спорных ситуаций, в которых водитель может сознательно или нет оказаться нарушителем и получить штраф.
Нечитаемые номера
Сами по себе знаки на стоящей машине залепляются редко, а вот при движении с большой скоростью по заснеженной трассе вполне могут покрыться толстым снега или льда. Либо – грязью от реагентов и талого снега вперемешку с землей обочин. Если за сознательное сокрытие знаков полагается штраф в 5000 руб. или лишение прав на срок от одного до трех месяцев, то за грязные номера автомобилиста могут оштрафовать только на 500 руб., причем за чистоту знаков водитель отвечает вне зависимости от дорожных условий. С точки зрения закона, обязанность подготовить автомобиль к движению, в том числе обеспечив читаемость номерных знаков, полностью лежит на водителе, поясняет юрист издательского дома «За Рулем» Сергей Смирнов. Поэтому формальные основания наложить штраф, если номера забрызганы грязью или залеплены снегом, у инспектора есть, предупреждает юрист. «Хотя практика показывает, что в большинстве случаев гаишники просто предлагают протереть знаки без оформления протокола», – говорит Смирнов.
Грязные знаки и разметка
В сильные снегопады нечитаемыми могут оказаться дорожные знаки и разметка на асфальте. В результате водитель может проехать под запрещающий знак, выехать на улицу с односторонним движением, совершить запрещенный маневр или припарковаться на месте для инвалидов. За такие несознательные нарушения, уверен юрист, наказывать не должны, поскольку водитель заранее не знает об ограничениях на участке дороги. «Главный критерий наказания – наличие вины. То есть инспектор ДПС обязан доказать, что водитель виноват в нарушении ПДД. Неустранимые сомнения в виновности должны толковаться в пользу водителя», – уверяет Смирнов. Если же сотрудник ГИБДД все-таки оформит протокол, его можно обжаловать, приложив к делу записи видеорегистратора и фотографии с мобильного телефона.
Заснеженная полоса для автобусов
Снег на дороге может скрыть разметку выделенной полосы, но камеры видеофиксации, работающие в автоматическом режиме, все равно зафиксируют нарушение. Как пояснили Autonews.ru в столичном ЦОДД, камеры настроены на контроль зоны определенной ширины и не ориентируются на полосы разметки, поэтому система в любом случае продолжит фиксировать езду по автобусной полосе. Первичную обработку материалов проводят сотрудники ЦОДД, сверяя марку, цвет и номерные знаки автомобиля. А вот решение о правонарушении принимает уже сотрудник ГИБДД, который смотрит, достаточно ли в материале доказательной базы. «Прибору все равно, – подтверждает Сергей Смирнов. – А вот инспектор должен здраво оценить дорожную ситуацию. К сожалению, на черно-белом снимке это возможно не всегда».
Запрещенный объезд ДТП или сугробов
Объезжая столкнувшиеся автомобили, перегородившие проезжую часть, либо оставленные дорожниками сугробы, можно выехать на встречную полосу, выделенку, тротуар или газон – за все эти действия сотрудники ГИБДД вправе выписать штраф. Например, выезд на выделенную полосу может закончиться штрафом в 3000 руб., а на встречную – лишением прав. Если разметка нормально читается, то аргументы о ДТП не сработают, уверяет Сергей Смирнов, а апеллировать к ЦОДД вообще будет бессмысленно. «Водитель не имеет права нарушать ПДД вне зависимости от того, затруднено движение или нет. Отступать от требований правил он может только по указанию сотрудника ГИБДД, то есть формально должен стоять на месте и дожидаться, пока на место аварии приедет инспектор или сотрудник дорожной службы».
Грязные фары
Правила накладывают на водителя обязанность перед началом движения убедиться в исправности транспортного средства, то есть помимо очистки номерных знаков он должен также протереть фары и габаритные огни. Наказания за грязные фары не существует, но теоретически инспектор может оштрафовать на 500 руб. за нечитаемые номерные знаки, если подсветка заднего номерного знака не обеспечивает его видимость в темное время суток. Тем не менее, стоит помнить, что запорошенные снегом фонари создают опасность попутного столкновения, особенно в условиях ограниченной видимости. А грязные фары, на которых налип слой снега и льда, освещают дорогу хуже уличного фонаря.
Скользкие пешеходные переходы
Обязанность пропускать пешеходов на переходе накладывает дополнительные требования на водителей в условиях скользкой дороги. Далеко не все пешеходы знают, что на льду длина тормозного пути существенно увеличивается, и не меняют свои привычки, неожиданно выходя на дорогу. Решив проскочить переход раньше, чтобы не тормозить и не создавать аварийную ситуацию, водитель по-прежнему рискует получить штраф в 1500 рублей. Другое дело, объясняет Сергей Смирнов, что факт непредоставления преимущества нужно еще установить. «Требование уступить дорогу означает, что тот, кто пользуется преимуществом на дороге, не меняет ни скорость, ни направление своего движения. Нельзя наказывать водителя, который проехал переход в тот момент, когда пешеход начал свое движение по проезжей части с другой стороны», – объясняет юрист.
Автозапуск и прогрев во дворе
ПДД запрещают стоянку с работающим двигателем в жилых зонах в дворовых территориях, автоматически ставя под запрет и продолжительный прогрев двигателя. Кроме того, фактически запрещается пользоваться системами автозапуска, которые зачастую используются зимой для периодического прогрева двигателя и поддержания теплой температуры в салоне. С середины 2012 г. за стоянку автомобиля с включенным двигателем более пяти минут автовладельца могут оштрафовать на 1500 руб., а в Москве и Санкт-Петербурге – на 3000 рублей. Подобные нарушения сотрудники ГИБДД фиксируют, как правило, после обращений жителей, недовольных запахом выхлопа чужих машин. В условиях нашего климата, считает юрист Сергей Смирнов, эта норма не слишком выполнима: «С точки зрения ПДД это, конечно, нарушение. Но что делать человеку, который не может двигаться из-за того, что у него обмерзли стекла?». Кроме того, напоминает эксперт, в случае с системой автозапуска инспектор столкнется с необходимостью искать нарушителя: «Кого именно наказывать? Инспектору придется найти собственника и предъявить ему претензии. Будет ли он этим заниматься?»
Опасная чистка снега
Чистить машину от снега и льда нужно не только ради собственного комфорта. Лед, упавший с крыши едущего автомобиля, может нанести повреждения другой машине, и такое событие считается дорожно-транспортным происшествием. Аналогичным образом расценивается падение снега или льда с крыш и эстакад, утверждает Смирнов.
«Для начала устанавливается, в чьем ведении находился неочищенный объект, потом собственнику предъявляется претензия. В таких делах очень хорошо помогает видеорегистратор», – объясняет юрист. Наконец, согласно российским законам загрязнение дорожного покрытия наказывается штрафом от 5 до 10 тыс. руб. – к таким деяниям теоретически можно отнести и падение на дорогу льда или налипших комьев грязи. Впрочем, на практике такие дела встречаются крайне редко.