Комитет Euro NCAP отмечает юбилей – ровно 20 лет назад был проведен первый в истории краш-тест, имитирующий среднестатистическое столкновение с другим автомобилем. Машину били о деформируемый барьер со смещением, моделируя реальную дорожную аварию и оценивая степень возможных повреждений водителя и пассажиров. По данным организации, с 1997 г. краш-тесты помогли спасти более 78 тысяч жизней. За 20 лет по программе Euro NCAP было испытано 1 800 автомобилей общей стоимостью 160 млн евро.
Принципиальной позицией комитета была открытая публикация результатов краш-тестов, чтобы потребители имели возможность сравнить безопасность новых автомобилей. Уровень безопасности оказался важным конкурентным преимуществом, и производство безопасных машин де-факто стало европейским стандартом. Именно тесты Euro NCAP способствовали массовому распространению подушек безопасности и других систем удержания, а в последние годы – появлению электронных систем предотвращения столкновений. За 20 лет правила и методики Euro NCAP неоднократно ужесточались, заставляя производителей постоянно совершенствовать системы безопасности и внедрять страхующую электронику даже на недорогих моделях.
Самые провальные краш-тесты
Rover 100
• Год: 1997
• Результат: первый блин
Одним из первых разбитых по методике Euro NCAP автомобилей стал популярный в Европе хэтчбек Rover 100. Трехдверка, оснащенная одной подушкой безопасности, заслужила 1 звезду из пяти за защиту седоков, причем пассажир почти не пострадал, а у водителя были травмированы все части тела. При этом защиту пешеходов оценили в 2 звезды из четырех – не слишком плохой результат во время, когда о приподнимающихся капотах даже не шло речи. Модели-одноклассники Fiat Punto, Nissan Micra, Opel Corsa и Renault Clio, разбитые в том же году, выступили немногим лучше и получили по 2 звезды.
Ligier IXO JS
• Год: 2014
• Результат: хуже гольф-кара
По правилам Euro NCAP эти машины считаются тяжелыми квадроциклами, и их бьют по другим правилам на скорости 45 км/ч вместо 64 км в час. Тем не менее, хлипкие конструкции плохо держат удар. Совсем недавно мир обсуждал провальные результаты краш-теста индийского микрокара Bajaj Qute, который заработал 1 звезду. Но на фоне одноклассников он выступил даже неплохо. Хуже всех оказался результат популярного во франции Ligier IXO JS, который не оснащен подушками и преднатяжителями ремней: 22% защиты пассажиров и ноль звезд рейтинга из пяти. Даже гольф-кар Club Car Villager заработал на 1% больше. А электрокар Renault Twizy получил две звезды – во многом благодаря наличию подушки безопасности водителя.
Nissan Navara
• Год: 2008
• Результат: 0 звезд и повторный тест
Рамные внедорожники и пикапы плохо проходят краш-тесты, поскольку жесткая рама не сминается при ударе. При первом тесте пикап Nissan Navara получил только одну звезду из пяти возможных, да и та была перечеркнута. При фронтальном ударе рама выгнулась, деформировав пол, педали сместились внутрь салона, а подушки безопасности и преднатяжители ремней сработали с опозданием. Компания сразу объявила отзывную компанию, в ходе которой был перепрограммирован блок управления системами безопасности. Вскоре последовал повторный краш-тест, на котором пикап набрал уже три звезды из пяти возможных.
Landwind CV9
• Год: 2010
• Результат: провал китайской марки
После того, как китайская компания объявила о планах на европейский рынок, немецкий клуб ADAC провел фронтальный краш-тест внедорожника Landwind X6 (копия старого Opel Frontera) по правилам Euro NCAP. Результат назвали худшим в истории краш-тестов – шансов выжить у пассажиров не было. Сама Euro NCAP била уже более современный компактвэн Landwind CV9, и он показал худшие результаты по всем пунктам в серии испытаний 15 машин. У автомобиля раскрылись три двери, манекены испытали высокие перегрузки, а защиту пассажиров оценили в 34%. На европейский рынок машина так и не вышла.
Ford Mustang
• Год: 2017
• Результат: 2 звезды
Две звезды в рейтинге безопасности – это полный провал по меркам 2017 года. По итогам испытаний купе Ford Mustang с пятилитровым двигателем V8 получило две звезды из пяти возможных. Защиту взрослых пассажиров оценили в 72%, а низкие баллы Mustang заработал при наезде сзади, при ударе в недеформируемый барьер и за защиту детей. На кресла купе нельзя установить детское сиденье стандартна Isofix, а ремнями эти сиденья удерживаются очень плохо, особенно при боковых столкновениях. Наконец, у машины слишком скромный набор систем активной и пассивной безопасности.
Самые успешные краш-тесты
Renault Laguna
• Год: 2001
• Результат: первые пять звезд
В 1997 г. Laguna первого поколения уже оснащалась подушками безопасности и ремнями с преднатяжителями и ограничителями усилия. И хотя первый краш-тест дал модели только 2,5 звезды из пяти, это был уже неплохой результат для конца девяностых. А вот модель второго поколения, которую разбили в 2001 г., фактически перевернула представление о безопасности автомобилей. Машина первой в истории Euro NCAP получила пять звезд и почти максимальные баллы за защиту пассажиров при фронтальном и боковом ударах. Не в последнюю очередь благодаря появлению боковых подушек безопасности и подушек защиты головы. Этот успех в следующем году повторил Mercedes-Benz E-класса.
Citroen C6
• Год: 2005
• Результат: лучшая защита пешеходов
Флагман марки отлично выступил во всех испытаниях и стал первой машиной в истории краш-тестов, получившей максимальные 4 звезды в рейтинге защиты пешеходов. Французы применили механизм приподнимания капота при аварии, который помогал минимизировать силу удара головы манекена-пешехода. Кроме того, Citroen C6 одним из первых получил отдельную подушку безопасности для защиты коленей водителя. А одну из пяти звезд за защиту детей сняли только из-за того, что не в машине не было хорошей маркировки наличия креплений Isofix.
Qoros 3 Sedan
• Год: 2013
• Результат: реабилитация китайского автопрома
Китайский седан не просто стал первым автомобилем из Поднебесной с пятизвезным рейтингом. Автомобиль был признан самым безопасным как в своем сегменте, так и во всей серии краш-тестов 2013 года. Машина, которую создавали специалисты компании Chery, неожиданно хорошо выступила во всех номинациях и удивила разнообразием электронных систем безопасности. Специалисты Euro NCAP особо отметили прочность кузова. Тем не менее, марка так и не получила известность за пределами Китая.
Chevrolet Aveo
• Год: 2011
• Результат: самый безопасный бюджетный автомобиль
Недорогой компакт корейского происхождения очень уверенно прошел все виды краш-тестов, кроме испытаний по защите пешеходов, и честно получил полноценные 5 звезд. Прекрасно защитив пассажиров, хэтчбек на испытаниях продемонстрировал отличную работу системы ESP, которая в Европе предлагалась в стандартной комплектации. Если бы не опасная конструкция капота, оценки за защиту пешеходов были бы еще выше, как и общий рейтинг машины. Интересно, что сейчас в Старом свете, как и в России, этой машины уже нет – во всей Европе компания оставила лишь свои спортивные модели.
Volvo XC90
• Год: 2015
• Результат: лучший результат в истории
Кроссовер второго поколения помимо 97-процентного рейтинга защиты пассажиров может похвастаться первым в истории краш-тестов 100-процентным показателем за наличие и работу электронных устройств-помощников, большая часть которых поставляется в стандартной комплектации. При этом система торможения перед пешеходами, которой оснащается XC90, не оценивалась – методика EuroNCAP стала учитывать ее наличие только с 2016 года. Стоит отметить, что кроссовер пришлось испытывать дважды. В первый раз боковая шторка безопасности не раскрылась полностью, что могло бы привести к травмам пассажиров третьего ряда. Доработанный вариант прошел тест без нареканий.