В январе в Формуле-1 сменилось руководство. Берни Экклстоуна, который управлял чемпионатом мира на протяжении последних 35 лет, сменил триумвират новых начальников. Исполнительным директором гоночной серии стал американец Чейз Кэри, коммерческим директором – его соотечественник Шон Братчес, а боссом по спортивной части – британец Росс Браун, который работал в Ferrari, Honda и Mercedes AMG, а в 2009 г. привел к чемпионскому титулу собственную команду Brawn GP.
Новые руководители уже пообещали существенно изменить Формулу-1: по мнению Кэри, у международного первенства есть проблемы в каждом аспекте. «Мы не занимается маркетингом, мы не привлекаем болельщиков в существующие на сегодняшний день платформы, наш набор спонсорских контрактов однообразен, – перечислил Кэри в интервью британской газете The Telegraph. – Также у нас устаревший подход к организации гоночных уикендов – такое чувство, что уровень проведения соревнований на автодромах застрял на уровне 15-летней давности. Мы будем вести дела прозрачно и обосновывать все принимаемые решения».
Редакция Autonews.ru изучила многочисленные интервью руководителей Формулы-1 и собрала десять главных пунктов в повестке Кэри, Братчеса и Брауна. Это те вопросы, которые считают приоритетными сами новые управленцы. Разумеется, все перечисленные изменения не получится осуществить прямо сейчас, однако в перспективе ближайших трех-пяти лет каждая поставленная задача становится вполне реалистичной.
Простые правила
Первая задача, которую поставили перед собой Кэри и Браун – сделать гоночный процесс более понятным для обычных зрителей. Существующие правила Формулы-1 занимают десятки страниц, а тактические хитросплетения команд порой ставят в тупик даже искушенного болельщика. «Последние несколько лет я наблюдаю за Формулой 1 как зритель, и даже я не всегда понимаю, что происходит», – заметил Росс Браун.
Ключевой момент – шинные правила, для объяснения которых потребуется отдельная статья. Сложно сконструированные нормы использования покрышек обеспечивают Формуле-1 борьбу от старта до финиша, однако расплатой за зрелищность становится необходимость долго объяснять, что и почему происходит на трассе.
Претензии вызывает и громоздкая система наказаний за замены отдельных узлов и агрегатов. Сейчас в Формуле-1 действует система, благодаря которой командам приходится беречь ресурс мотора и коробки передач – лишние замены деталей караются суровыми штрафами. Команды слушаются ровно до тех пор, пока у них есть шанс на успех. В тот момент, когда потери становятся слишком большими, участники переходят в режим транжирства и начинают ставить по три или четыре новых двигателя за раз. Это приводит к абсурдным штрафам вроде лишения 70 позиций на стартовой решетке. Объяснить неподготовленному человеку, как можно передвинуть пилота на 70 мест назад, если в Гран-при участвует всего 20 человек – нетривиальное упражнение.
Без наказаний за борьбу
Не менее важный пункт – отучить судей Международной автомобильной федерации (FIA) штрафовать пилотов за любую вольность на трассе. Страсть стюардов к наказаниям за выезды за пределы трассы или слишком смелые атаки привели к ухудшению репутации всей Формулы-1. Вместо соперничества пилотов болельщики и журналисты рассуждают о том, кого следовало, а кого не следовало наказывать в том или ином эпизоде. Если новой администрации удастся смягчить правила и позволить пилотам гоняться, довольны будут все: и зрители, и спонсоры, и пресса, и, конечно, сами гонщики, которым, наконец, развяжут руки для реальной борьбы.
Отмена синих флагов
Синие флаги – это причудливое порождение конца 1980-х – начала 1990-х, когда в Формуле-1 одновременно участвовали три десятка пилотов. Отстающие гонщики выступали за рулем машин, которые проигрывали лидерам по пять-шесть секунд с круга – это чудовищно большая разница для гонок уровня Формулы-1. Столкновение быстрого автомобиля с более медленным в таких условиях было чревато серьезными авариями. Чтобы обезопасить пилотов, в чемпионате ввели синие флаги. При появлении этих флагов гонщик, отстающий на круг, должен был немедленно посторониться и уступить дорогу лидеру – все равно они не сражались за позицию между собой.
К середине 1990-х в Формуле-1 осталось всего 10-11 постоянных команд-участниц, а разница между первыми и последними стала стремительно сокращаться. Сейчас не вызывает удивления, когда обладатель последней позиции проигрывает лидеру всего две или даже полторы секунды. Синие флаги оказались излишеством, однако чемпионы и топ-команды так привыкли к тому, что круговые расступаются при первом их появлении, что идея отменить синие флаги раз за разом наталкивалась на пуленепробиваемый отпор.