Если на сильном морозе плеснуть кипятком из кружки в воздух, то вода мгновенное превращается сначала в пар, а затем и в снег. Такие эксперименты с обязательной видеофиксацией любят проделывать жители холодных регионов Скандинавии, России и Канады, собирая десятки тысяч просмотров и сотни восторженных комментариев на YouTube. В европейской части России температура не так часто опускается ниже -35 градусов по Цельсию, когда подвеска у автомобилей превращается в «дерево», теряя свою амортизирующую функцию. Вот в Сибири, например, климат для суровых экспериментов с водой и машинами подходит куда лучше. Именно поэтому мы отправились в старинный русский город Сургут, чтобы выяснить, как будут работать современные автомобили в условиях экстремального холода.
О том, что поездка на BMW по городу, а тем более скоростные заезды по зимнему импровизированному треку не будут простой прогулкой, понимаешь сразу по прилету в аэропорт Сургута. Здесь сочетание высокой влажности и низкой температуры превращает воздух в «молоко», видимость в котором не превышает и 15 метров. Любопытно, но если вы сидите в BMW, то определить, насколько на улице лютый мороз, просто невозможно. Дело в том, что термометры в немецких автомобилях просто «зависают» на -40 градусах по Цельсию, доказывая тем самым, что инженеры из Баварии даже и представить себе не могли, в каких условиях будет эксплуатироваться их техника.
На самом деле практически никто из крупных автомобильных производителей серийно не выпускает машины, которые могут обеспечить водителю и пассажирам комфорт и безопасность при столь низких температурах. Именно поэтому в регионах, по условиям проживания приравненных к крайнему северу (как, например, Сургутский район), машины в обязательном порядке дорабатываются.
Первым делом автовладельцы утепляют моторный отсек, закрывая его снизу брезентом, а сверху войлоком. Иногда отдельно утепляется аккумулятор, ведь на сильном морозе батарея ощутимо теряет емкость и вообще перестает принимать зарядку. Если всего этого не сделать, то при -50 за рулем и на пассажирских креслах можно будет ездить только в тулупе, шапке-ушанке и валенках. Для утепления салона часто устанавливают второе лобовое стекло, которое клеится прямо поверх основного. Может быть это выглядит не эстетично, зато стекло не покроется инеем. Боковые стекла также могут быть двойными.
Еще одна серьезная проблема, с которой автовладельцы сталкиваются на морозах – это «задубевшие» амортизаторы и сайлентблоки. Некоторые умельцы делают хитрые утеплители амортизаторов, но, как правило, иногда достаточно поставить более качественные детали, а точнее те, которые будут пригодны к эксплуатации в условиях крайнего севера. Все резиновые пыльники обычно заменяют на силиконовые, ведь обычная резина на сильном морозе теряет свою эластичность и буквально рассыпается на мелкие кусочки.
Если говорить о шинах, то они, безусловно, должны быть так называемого арктического типа: из мягкой резины с большим содержанием силики. Самыми известными производителями подобного типа шин являются финская компания Nokian и российский Cordiant. Наши же автомобили BMW были на шинах другого бренда, которые совершенно непригодны для использования в условиях крайнего севера — буквально за 10 минут простоя на одном месте круглые колеса немецкой машины превратились в «квадратные». А езда на таких колесах сравнима поездке на велосипеде по шпалам. С другой стороны, производителю можно простить этот досадный промах, ведь вряд ли они рассчитывали, что их шины окажутся в таких экстремальных погодных условиях.
Тем не менее, даже при температуре близкой к -50 градусам по Цельсию серийные BMW продолжали ездить по Сургуту, пусть и на «квадратных» колесах и с затвердевшими амортизаторами. С другой стороны, бензиновые двигатели относительно быстро прогревались до рабочей температуры, сохраняя спасительное тепло в салоне. И это без двойных стекол и герметизации подкапотного пространства.
Что же касается дизельных BMW, которые также были в нашей колонне, то их, к сожалению, пришлось на время жуткого похолодания спрятать в отапливаемые гаражи. Дело в том, что в Сургут не всегда вовремя подвозят арктическое дизельное топливо, которое не превращается в парафин при температурах ниже -41 градуса, а ездить на обычной зимней «солярке» было просто опасно. К тому же, в таких экстремальных условиях дизельные автомобили слишком медленно прогревали салон теплым воздухом.