Союз автошкол Москвы выступил с инициативой ввести временные права для начинающих водителей. Новичкам предлагается выдавать удостоверения сроком действия до двух лет с последующей переаттестацией с получением полноценных документов.
В марте представители Союза автошкол намерены встретиться с главой ГИБДД России Виктором Ниловым и передать ему целый ряд предложений по введению ограничений для начинающих и изменению процедуры обучения в автошколах.
Временные права
Идея временных водительских удостоверений для новичков звучит уже не в первый раз. Ранее аналогичную инициативу предлагала также Гильдия автошкол, ссылаясь на европейский опыт воспитания водителей. Проект предполагает, что после окончания автошколы и сдачи экзаменов водители будут получать временные права со сроком действия 2-3 года, с которыми можно будет ездить, соблюдая некоторые ограничения. По окончании испытательного срока при отсутствии грубых нарушений временные права меняют на полноценные. В ином случае водителя отправляются на повторное обучение. Председатель Гильдии автошкол Сергей Лобарев предлагал ввести для владельцев временных прав ограничение скоростного режима. В Союзе автошкол предлагают более широкий набор правил для новичков.
Профессиональные и любительские водительские удостоверения
Еще одной идеей Гильдии автошкол стала инициатива разделить водительские права на профессиональные и любительские. При этом процесс обучения в автошколе придется разделить на базовый курс для обычных автолюбителей и дополнительный продвинутый для будущих водителей такси, общественного транспорта и грузовиков. Профессиональные водители должны будут изучать правила перевозки крупногабаритных грузов, основы логистики, приемы управления машинами с передним, задним и полным приводом, а также нюансы движения с прицепом, грузом или езды в колонне.
Обязательная медсправка
Союз автошкол, в свою очередь, предлагает сделать обязательной наличие у водителя медсправки. Для этого понадобится изменить пункт 2.1.1 ПДД, содержащий перечень документов, которые водитель обязан иметь с собой, добавив в него медицинскую справку. Как пояснил председатель Союза Александр Ачкасов, сейчас справка фактически требуется лишь в момент получения и замены прав, а в течение следующих девяти лет проверить здоровье водителя никто не может. Другой вариант – сделать наличие медсправки обязательным только для начинающих водителей.
Ограничения скорости для новичков
Идею ограничить максимальную скорость для водителей-новичков рассматривают не только представители автошкол, но и чиновники МВД. По данным ГИБДД, неопытные водители становятся участниками 15% всех ДТП, которых можно было бы избежать, будь у водителей больше опыта. Поэтому ведомство предлагает запретить ездить быстрее 70 км/ч тем, у кого стаж вождения не превышает двух лет. Вето на скорость действительно может повлиять на снижение числа ДТП с участием молодых водителей, говорят в Гильдии автошкол, но способно привести к росту аварийности у тех, кто прошел этот срок. Сергей Лобарев отмечает, что в школах водителей не готовят к высоким скоростям, и через два года они просто окажутся к ним не готовы.
Запрет на мощные автомобили
Ранжировать водителей предлагал и член Совета Федерации Владимир Полетаев, причем информация об уровне мастерства должна была бы заноситься в водительское удостоверение наряду со стажем. При этом для новичков сенатор хотел ввести ограничение на вождение автомобилей мощностью более 100 лошадиных сил. По мнению Полетаев, большинство ДТП с участием начинающих водителей связано с превышением скорости и неумением оценивать ситуацию на дороге, поэтому доверять им мощные автомобили опасно. По данным сенатора, вероятность попадания в ДТП водителями со стажем менее четырех лет в 1,6 раза выше, чем у опытных.
Запрет на перевозку грузов, пассажиров и езду ночью
Еще одной инициативой МВД был запрет для неопытных водителей на буксировку автомобилей, управление транспортными средствами с крупногабаритными и опасными грузами, а также перевозку пассажиров на мотоциклах. Представители автошкол неоднократно подчеркивали, что учебные программы образовательных организаций не предусматривают обучения буксировке и перевозке грузов. Еще раньше замминистра внутренних дел МВД Виктор Кирьянов предлагал запретить новичкам ездить ночью и перевозить больше одного пассажира. Подобные ограничения действовали в СССР, когда в течение первых трех лет после получения прав водитель должен не мог двигаться быстрее 70 км/ч, не имел права перевозить больше одного пассажира и выезжать на автомобиле в темное время суток. Наконец, в Союзе автошкол дополнили этот список запретом на езду по автомагистрали с ее высокими скоростями.
Изменения системы обучения
В случае, если инициативы автошкол и правоохранителей найдут поддержку у ГИБДД, изменения коснутся и программы обучения кандидатов. Союз автошкол уже предложил не только учить водителей базовым понятиям ПДД, но и развивать у учеников способности своевременно прогнозировать дорожную ситуацию, правильно выбирать скоростной режим и формировать безопасное пространство вокруг своей машины. Кроме того, автошколы давно просят поменять соотношение теории и практики, увеличив количество часов учебной езды по дорогам общего пользования. Стандартные образовательные программы для автошкол из 190 часов включают в себя всего 28 часов обучения практическому вождению, и большую часть этого времени будущий водитель будет отрабатывать маневры на закрытой площадке без пешеходов и других транспортных средств.