branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Иван Ананьев
Подписаться на Telegram-канал

«Касперский» для машины. Чего боятся создатели российских беспилотников

Одной из главных проблем на пути внедрения беспилотного транспорта российские чиновники считают вопрос кибербезопасности. Машины придется оснащать не только датчиками, но и защитой от внешнего взлома
Фото: Mercedes-Benz, NVIDIA Corporation / Видео: ПАО «КАМАЗ»
Фото:: Mercedes-Benz, NVIDIA Corporation / Видео: ПАО «КАМАЗ»

В России будет разработана единая стратегия в области обеспечения безопасности беспилотного транспорта. О создании рабочих групп, которые займутся в том числе вопросами киберзащиты автономных транспортных средств, было объявлено на заседании государственной ассоциации «Автонет», созданной для объединения компаний-разработчиков беспилотных автомобилей. На данный момент, по мнению членов ассоциации, именно этот вопрос является ключевым препятствием для развития автономных технологий в нашей стране.

Исполнительный директор Ассоциации «Автонет» Владимир Колмаков уверяет, что у России есть не только перспективы для формирования рынка беспилотного транспорта, но и возможности занять заметную долю международного рынка. «До полностью беспилотного автомобиля осталось буквально 10-17 лет. Сейчас возникает вопрос, как России адаптироваться к этим системам максимально быстро и комфортно для нас, обезопасить наши дороги, наших граждан и сделать все возможное для развития этого сегмента автопромышленности», – утверждает Колмаков.

На заглавном кадре презентации технического советника директора Валентина Гравирова возникает кричащая надпись: «ЦРУ нацелилось на беспилотники». Эксперт напоминает о расследовании Wikileaks, согласно которому американское ведомство имеет доступ ко многим электронным устройствам, включая модули управления беспилотным транспортом. Кроме того, как и любое другое электронное устройство, беспилотник может быть подвергнут внешней хакерской атаке, утверждает Гравиров. Например, в конце прошлого года группа энтузиастов дистанционно взломала Jeep Cherokee и завела машину в кювет.

Сегодня, объясняет эксперт, автопроизводители используют несколько основных операционных систем для реализации в своих машинах информационных, развлекательных и телематических функций, а также для электронных систем безопасности. Условно защищенными можно считать те из них, которые не имеют выхода в интернет. Все остальные уязвимы. «Даже платформа QNX компании Blackberry, которая является самой распространенной операционной системой для автомобилей и считается самой надежной, имеет к этому определенные предпосылки. У нее защищенное ядро, но атака может происходить на уровне внешних модулей и сторонних приложений, управляющих различными бортовыми системами», – говорит эксперт.

«Касперский» для машины. Чего боятся создатели российских беспилотников

Иностранные операционные системы имеют закрытый исходный код, и никто не знает, какие скрытые функции могут быть зашиты в него, говорит Гравиров. «Могут ли этим пользоваться спецслужбы? Да, конечно. Поэтому в России хорошо бы иметь собственные операционные системы», – уверен эксперт. В перспективе такое ПО можно будет ставить и на ввозимые из-за границы иномарки. На данный момент российский офис «Лаборатории Касперского» уже начал разработку защищенной операционной системы для промышленных и транспортных объектов, включая автомобильную электронику. Как заявили представители компании, операционная система создается «с нуля», не будет иметь чужих кодов и сможет выполнять только разрешенные действия.

При этом делать исключительно закрытую систему не имеет смысла, чтобы не оказаться в изоляции от мировых технологий, уверяет замдиректора центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» Алексей Трачук. «Нельзя делать стандарт, который нигде в мире больше не будет принят. Российским компаниям надо включаться в этот процесс на мировом уровне», – отмечает эксперт. Не менее важным Трачук считает и вопрос безопасности инфраструктуры: «Уже сегодня мы видим эту закономерность в других отраслях. И, несомненно, должны тщательно прорабатывать этот вопрос в рамках развития рынка беспилотных автомобилей». В первую очередь, говорит эксперт, это касается функционирования беспроводных систем связи, без которых автономный автомобиль не сможет существовать.

Беспилотник по-русски: на что потратят миллиарды рублей Статьи 18 июля 2016 Беспилотник по-русски: на что будут тратить миллиард в месяц
Фото: Volvo Новости 9 февраля 2017 Более 50% россиян хотят ездить на беспилотных автомобилях

«На данный момент невозможно вывести беспилотник на дороги общего пользования», – соглашается заместитель начальника Главного управления по безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин. Чиновник напоминает о серии аварий с автомобилями Tesla и Google и предлагает уделить особое внимание развитию инфрастурктуры. Эксперт уверен, что для беспилотников нужны не только умные дороги с датчиками и информационными системами, но и четкие правила эксплуатации. «Просто запустить беспилотники в транспортный поток на сегодняшний день мы считаем неперспективным, нужно делать некие канализированные пути движения для них и проработать любые нестандартные ситуации. Иначе у нас один сломался – и все встали».

Проблема еще и в том, утверждает Кузин, что в России мало кто всерьез представляет, для чего именно нужен беспилотный транспорт и как его использовать. «Стоит говорить не просто о нормативных изменениях, а о концепции. Для чего мы хотим использовать беспилотники? Для перевозки грузов, пассажиров или частников?», – спрашивает чиновник. Заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» по взаимодействию с госорганами Михаил Матасов, в свою очередь, утверждает, что у завода уже есть четкая концепция, а беспилотники являются экономически оправданным решением. «Автомобильные перевозки уже сейчас дешевле железнодорожных. А если представить, что колонна грузовиков может ехать 24 часа в сутки без водителей, это удешевит их еще сильнее», – говорит представитель КАМАЗа. Именно поэтому КАМАЗ так активно пиарит проект собственного беспилотника, который активно испытывают на закрытых полигонах. «Повышение доверия пользователей автомобилей к беспилотникам – огромный пласт, который мы запускаем в работу уже сейчас. И это задача не столько автопроизводителей, сколько всех участников этого рынка», – отмечает Матасов.

Для тестирования беспилотников и отработки технологии в России будет построен специальный полигон, подытоживает исполнительный директор «Автонет» Владимир Колмаков. «В числе важнейших вопросов – строительство специального полигона для тестирования российских беспилотников, создание технического регулирования, правового регулирования. И только после того, как мы поймем, что все сделано, мы будем готовы выпустить беспилотники на дороги общего пользования», – заявил эксперт. Рабочие группы для разработки стандартов, сертификации и законодательных основ безопасности беспилотных автомобилей в России под эгидой «Автонет» будут созданы в ближайшее время.

Ассоциация «Автонет» была создана в ноябре прошлого года и существует на государственные дотации. В состав объединения вошли научный центр НАМИ, КАМАЗ, «Соллерс» и «Группа ГАЗ», а в будущем список пополнится и другими компаниями, например, «АвтоВАЗом».

Совет по модернизации экономики и инновационному развитию при президенте РФ утвердил дорожную карту «Автонет» до 2035 г., в которой прописан план проведения научных и технических разработок в области беспилотного транспорта, а также разработки законодательных документов, регламентирующих эксплуатацию таких машин. Фактически это означает, что к 2035 г. в России должны появиться полностью автономные транспортные средства и соответствующая нормативная база.