На юге Франции погодные условия были максимально близки к тепличным, поэтому заявленные 160 км пути Smart Electric Drive преодолел играючи, и даже проехал бы больше, если бы не ограниченный маршрут тест-драйва. Но здесь стоит оговориться сразу о двух вещах. Во-первых, большая часть поездки проходила по улицам города, и скорость редко когда превышала 50 км в час. Во-вторых, и это главное, очень многое зависит от выбранного режима езды. Здесь их два: Normal и Eco. Название последнего красноречиво говорит само за себя, но ради чистоты эксперимента, я пользовался обоими. И даже при этом реальный запас хода под конец дня превышал расчетный. Так не бывает?
Идея компактного городского автомобиля на электротяге отнюдь не нова, но за последние год-два стала самым настоящим хайпом. Помимо модификаций с традиционными бензиновыми и дизельными моторами, автопроизводители наперебой предлагают пользователям гибридные, а то и полностью электрические версии разных классов и размеров. И если полноразмерный внедорожник или бизнес-седан с ограниченным емкостью батарей пробегом пока воспринимаются как экзотика и некое баловство, то концепция двухместной небольшой машины на каждый день кажется вполне логичной и жизнеспособной.
Разумеется, у нового Smart Electric Drive пробег также ограничен энергоемкостью накопительных элементов. Причем в Daimler пошли еще дальше и сознательно занизили километраж. «Повышенная емкость батарей в сравнении с предшественником позволяет преодолеть более 300 км на одном заряде, — рассказывает менеджер по продукту Рувен Ремп. — Однако мы приняли решение оставить этот показатель на прежнем уровне, чтобы у пользователей не появилось даже мысли о том, чтобы поехать на этой машине на пикник. Мы разрабатывали эту модель исключительно, как городской автомобиль, и нам кажется логичным, если она будет эксплуатироваться по своему прямому назначению».
С одной стороны, такой подход может показаться ограничением свобод владельцев Smart Electric Drive и в некотором смысле таковым и является. Но с другой — не это ли есть самая настоящая забота о клиенте? Ведь сколько было историй о том, как электрокар вставал «с пустым баком» в такой глуши, где поймать сигнал сотовой связи и дозвониться до службы эвакуации уже можно было считать успехом. А тут производитель сразу обезопасил или, по крайней мере, предупредил потребителя. Вот, мол, твой новый экологичный гаджет, но только для города. А если что не так, то извини, брат, мы предупреждали.
Очевидно, что ситуация с ограничением пробега электромобилей сдвинется с мертвой точки лишь по прошествии какого-то времени и развития инфраструктуры для подобного транспорта. Когда этот момент настанет, сказать почти невозможно. А пока давайте разбираться в том, что уже сейчас доступно для адептов экологичного образа жизни.
Как и бензиновый Smart, его «зеленая» версия базируется на платформе Renault Twingo последнего поколения. Новая литий-ионная батарея производства LG стала легче на 60 кг и теперь находится гораздо ниже, что позволило значительно уменьшить центр тяжести машины и выиграть немного места в салоне. Важно и то, что накопительные элементы расположены внутри своеобразного каркаса безопасности, образованного лонжеронами и поперечными усилителями кузова. Инженеры проекта с гордостью говорят о том, что повредить накопительные элементы при ударе почти невозможно. Сама батарея состоит из 96 ячеек, разбитых на три блока, а ее емкость увеличилась до 17,6 кВт∙ч. На языке потребителя это означает, что теперь машина сможет преодолеть без подзаряда 160 км пути (на 20 км больше предшественника).
В обычном режиме автомобиль вполне уверенно набирает скорость. На тесных европейских улицах динамики даже слишком много, но я успокаиваю себя мыслью, что это мне только кажется из-за экстремально маленьких габаритов самой машины. Крайне сдержанный нрав Smart подтверждают и паспортные данные: разгон до 60 км/ч занимает 4,9 сек, а первая «сотня» дается и вовсе через 11,5 секунды. На бумаге выглядит тускло, но на деле — совсем иначе.