Сразу несколько производителей российского рынка, не дожидаясь мартовской статистики Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), объявили о том, что результаты марта и первого квартала заметно превышают показатели аналогичных периодов прошлого года. Так, марка Lada в марте установила рекорд последних месяцев, реализовав 25 110 машин – на 13% больше, чем в марте прошлого года. За три месяца было продано 61 477 пассажирских и коммерческих автомобиля бренда, что на 8% превышает показатели аналогичного периода 2016 года.
Марка Kia в марте реализовала 14 614 автомобилей – на 18,5% больше, а квартальный объем продаж увеличился на 13,5% и достиг 37 310 штук. Наконец, еще один лидер российского рынка Hyundai в марте продал 14 219 машин против 11 009, показав рост аж на 29%. Можно предположить, что именно в такой последовательности выстроится тройка лидеров рынка как по итогам месяца, так и по итогам полугодия.
О росте продаж в марте также официально объявили Volkswagen (6953 машины, плюс 16%) и Ford (4173, плюс 3%). А Mitsubishi пока отчиталась лишь о продажах своего локомотива Outlander, который с результатом 3842 автомобиля вырос на 27%. При этом продажи отдельных моделей показали еще более значительный рост. Так, сбыт Volkswagen Tiguan с выходом модели второго поколения увеличился втрое, у Ford наилучшую динамику показал EcoSport (+ 104%), а Lada XRAY вообще установила месячный рекорд продаж с результатом 3020 автомобилей – на треть больше, чем в феврале, и вдвое – по сравнению с январскими показателями.
Первое место в рейтинге моделей по итогам марта, скорее всего, займет Kia Rio с результатом 8375 машин за месяц. Причем эта модель показала мощный рост на 43,6%. Hyundai Solaris двух поколений разошелся тиражом 6699 автомобилей. В спор корейских бестселлеров может вклиниться Lada Granta, но данные о продажах модели за март АвтоВАЗ пока не раскрывает. Еще ближе к лидерам рынка подобрался компактный кроссовер Creta с результатом 4725 машин, до которого едва ли дотянется кто-либо из одноклассников.
Эксперты рынка считают, что на рост повлиял ряд факторов. Например, представители холдинга Ford Sollers отмечают, что росту спроса на автомобили Ford способствовало снижение цен, которое стало возможным благодаря увеличению степени локализации. Президент Ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Олег Мосеев полагает, что сейчас большое значение имеет сезонный фактор: «Март у нас исторически лучше, чем январь и февраль. А сейчас покупатели к тому же почувствовали улучшение рыночной ситуации».
Финансовую стабилизацию считает главной и директор по маркетингу Kia Motors Валерий Тараканов: «В связи с укреплением рубля растет уверенность населения в завтрашнем дне. Плюс начинает работать отложенный спрос, а госпрограммы поддержки обеспечивают доступность финансовых инструментов».
Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов полагает, что на рынок повлияло еще несколько факторов, а рост спроса был вполне ожидаем. Показатели сильно выросли относительно низкой базы прошлого года, на фоне укрепления рубля и стабилизации цен. «Мы видим сильный отложенный спрос и сдвиг сроков эксплуатации. Сейчас пришло время, когда люди начали обновлять машины 2013-14 гг., которые уже задержались на рынке», объяснил эксперт.
Удалов говорит, что крепкий рубль остановил рост цен, а курсовую разницу большинство производителей к настоящему моменту успели отыграть. «К новым ценам если не привыкли, то смирились. Рост остановился, народ готов обновлять машины, хотя пока это только та часть покупателей, которая их регулярно меняла», – добавил он. Новых клиентов, для которых входная планка по-прежнему высока, на рынке новых машин пока не будет.
Тем не менее, делать выводы по всему рынку рано, считает Олег Мосеев: «Пока не все бренды отчитались. В целом трафик в марте лучше, но не по всем производителям. Чувствительность в сегменте недорогих машин выше, они всегда активно реагируют на ухудшение и улучшение ситуации. Премум-сегмент менее подвижен».
Торопиться с выводами не стоит, поддерживает Валерий Тараканов. «Это лишь первые признаки восстановления спроса после затяжного и глубокого падения. Об устойчивом росте говорить пока рано. Он начнется, если прекратится падение реальных доходов населения и обозначится их рост», – отмечает эксперт.
Директор департамента продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Потапов полагает, что сегмент недорогих машин является показателем здоровья рынка, и именно на него ориентированы все программы поддержки продаж. «Это прямые скидки, льготное кредитования или выгода при трейд-ин», – поясняет он. При этом разрыв с премиальным сегментом растет все сильнее, говорит Потапов.
Тем не менее, PR-директор компании РОЛЬФ Светлана Браницкая утверждает, что рост наблюдается не только в массовом, но и в премиальном сегменте: «В дилерских центрах РОЛЬФ продажи в марте выросли на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наилучшую динамику в премиальном сегменте показали Lexus, Mercedes-Benz, Porsche, в массовом – Hyundai, Renault, Skoda».
Рынок автомобилей с пробегом находится на прежнем уровне, но сделки все чаще совершаются под крышами дилерских центров. Так, объем продаж по фирменной программе «Kia Уверен» в марте увеличился почти в пять раз. В стабильности рынка бывших в употреблении машин Олег Мосеев также видит позитивный фактор. «За предыдущие два месяца рынок подержанных машин остался на том же уровне, но он не такой волатильный, как рынок новых. Восстановление рынка в прошлом году началось именно с него, и это было первой ласточкой к стабилизации ситуации», – уточняет эксперт.
Еще одним важным показателем стал рост сделок с использованием сторонних финансовых инструментов. Так, за первый квартал 2017 г. крупная лизинговая компания «Европлан» профинансировала для своих клиентов более 2,5 тыс. легковых автомобилей, показав прирост к аналогичному периоду 2016 г. более 57%. «Мы ожидаем, что автолизинг станет драйвером всего лизинга. Это должно произойти за счет роста популярности лизинга как способа приобретения автомобиля», – комментирует результаты главный исполнительный директор компании Александр Михайлов.
Эксперты рынка делают осторожные прогнозы на сравнительно небольшой рост рынка новых автомобилей к концу года. Так, Валерий Тараканов придерживается прогноза АЕБ, который ожидает рост на 3-5%. Сергей Удалов полагает, что прибавка будет как минимум пятипроцентной, а это значит, что к концу 2017 г. в России реализуют 1,5-1,55 млн легковых автомобилей.