Жесткий воротничок рубашки Йорга Вольтманна еще туже застегнут золотой булавкой. Он наклоняется всем корпусом, чтобы рассмотреть, куда пойдет фарфоровая вставка на обновленный Mulsanne. Вольтманн купил и фактически спас легендарную Королевскую фарфоровую мануфактуру (KPM) в Берлине. Точно так же, как концерн VW когда-то подарил новую жизнь марке Bentley.
«Сделано навсегда» – под таким девизом KPM, основанная еще в XVIII веке, производит фарфор. Десять лет назад банкир Вольтманн выкупил убыточное предприятие и вложился в его реконструкцию. В историческом помещении, где обжигали фарфор, разместилась торговая галерея, но доля ручного труда при производстве по-прежнему высока. В мастерских, увитых комнатной зеленью, по-прежнему рисуют на огромных вазах классические пейзажи. А если изображают автомобили, то из 1930-х. Современные коллекции не бросаются в глаза. На витринах посуда с золотом и вензелями соседствует с угловатым Баухаузом, изящные фигурки китаянок – с бюстиками императора Фридриха II. Последний, говорят, любил фарфор в сугубо мужском сообществе.
KPM с новым владельцам стал прибыльным, но герр Вольтманн считает свой фарфоровый бизнес чем-то вроде хобби. Разумеется, человек, который с такой любовью сохраняющий и пестующий прошлое, не может не любить Bentley. У него целая коллекция машин британской марки, включая Brooklands, предшественника нового Mulsanne с каноническим для Bentley мотором V8 объемом 6,75 литра. Впрочем, и новый флагман Йорг изучает с интересом, особенно новейшую удлиненную версию, на заднее сиденье которой несгибаемый человек с золотой булавкой садится без труда. И сразу начинает обсуждать с продукт-менеджером Bentley Хансом Хольцгартнером, куда можно пристроить фарфоровые детали. Этот разговор – чистейшая импровизация, но KPM уже поучаствовала в создании спецверсии Bugatti Veyron. У L’Or Blanc из фарфора выполнены даже колпачки колесных дисков и крышка бензобака.
Для своего личного Bentley Bentayga Вольтманн заказал фарфоровую отделку салона, но детали пока не установили – автомобиль используется ежедневно. Забавно, что снаружи черный внедорожник украшен массивным углепластиковым обвесом, более приличествующим автомобилю рэпера, боксера или еще какого-нибудь любителя бить посуду.
Углепластиком отделан интерьер Mulsanne в самой быстрой версии Speed с разгоном менее пяти секунд до «сотни». Клетчатые панели не очень вяжутся с помпезным обликом обновленного седана. Мелкоячеистая спортивная решетка радиатора густо заштрихована вертикальными прутьями. Она раздалась не только по горизонтали, но и по вертикали – за счет нижнего воздухозаборника, который также получил штриховку хромом. Ханс Хольцгартнер спешит заверить, что это ни в коем случае не подражание Rolls-Royce, а стилистика прежних Bentley.
Впрочем, когда-то автомобили этих двух фирм были прямыми родственниками. Сейчас у Rolls-Royce от BMW и у Bentley от Volkswagen единственная общая черта – ретро-дизайн. Причем, в случае с Mulsanne его возвели в абсолют: седан целиком состоит из «фамильных» черт. Взять, к примеру, еле заметную волну на плечевой линии – она намечает стык переднего и заднего крыльев как на машинах из 1950-х, надутых, чопорных и круглоглазых. У седана с удлиненным кузовом – такой вариант добавился при обновлении – заднее крыло сделали более выпуклым, а его стык с передним образует хорошо заметную галочку. Это снова напоминает о временах, когда кузова для одной модели Bentley заказывали в разных ателье и порой они довольно сильно отличались. В честь одного из таких кузовостроителей – Mulliner – названа специальная комплектация с ромбовидной прострочкой на коже.
В тоже время дизайнеры стремились сделать автомобиль шире, чем он есть на самом деле. Для этого маленькие внешние фары расположили на одной линии с большими. При этом «Выражение лица» стало менее грустным, некоторые клиенты были этим недовольны. Интересно, а как они отнесутся к многочисленным инициалам? Литера B вписана в воздухозаборники на бампере и передних крыльях, светится в фонарях. То, что перед нами Bentley, понятно и без подсказок. Для читающих на кириллице, это скорее В – буква, с которой начинаются слова внушительный, величественный, впечатляющий. И все они применимы к Mulsanne.
В салоне с музейной тщательностью воссоздана атмосфера прошлого – высокие массивные сиденья, стрелочные приборы, воздуховоды с выдвижными ручками регулировки обдува. Даже странно, что здесь нет камина, библиотеки, фарфоровых ваз и оленьей головы. Хром, кожа, дерево, дерево и еще раз дерево. Лакированные детали впечатляют не только «живой» фактурой, но и толщиной. Столики для задних пассажиров сделаны даже чересчур добротно – и скорее напоминают откидные места в театре. Жаль, непрактичны – с лакированной поверхности легко соскальзывают вещи.
Впрочем, даже такой неприступный замок, как Mulsanne, не способен выдерживать напор современных технологий. Экранчик мультимедиа теперь выставлен напоказ, а не прячется стыдливо под крышечкой из лакированного дерева. Он небольшой, всего 8 дюймов, зато начинка информационно-развлекательной системы самая современная, как на новой Porsche Panamera. Перед задними пассажирами закреплены Android-планшеты, заключенные в тяжелые металлические корпусы. Пассажиры Mulsanne EWB, которым далеко тянуться до сенсорного экрана, могут их снять, либо взять в руки по индивидуальному тачпаду. Современные технологии здесь тоже с налетом ретро – тачпады заряжаются кабелем с разъемом почти забытого формата mini-USB. И хранятся там же, где и фирменные бокалы – между спинками сидений.