Российские чиновники продолжают готовить законодательные инициативы в области дорожного движения. В конце апреля Минтранс и МВД начали проработку вопроса о пересмотре правил движения на круге, а чуть раньше активно обсуждали вопрос снижения скорости в городах до 50 км/ч, как это принято в европейских городах.
Российским автомобилистам 2017 г. может принести массу нововведений, которые сделают ПДД более похожими на европейские и немного облегчат бюрократические процедуры. ГИБДД и страховщики переходят на электронный учет, спутниковые треккеры появятся во всех новых автомобилях, а камеры будут информировать сотрудников ГИБДД о лихачах на дорогах. При этом сами страховки подорожают, а также появятся новые штрафы.
Водители, двигающиеся по перекрестку с круговым движением, получат преимущество перед въезжающими на круг, как это принято в европейских странах. Проработать этот вопрос первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов, отвечающий в России за вопросы безопасности дорожного движения, поручил Минтрансу и МВД. На данный момент российские ПДД не описывают порядок проезда круговых перекрестков, поэтому на них водители руководствуются правилом правой руки, согласно которому нужно уступать дорогу въезжающим на круг автомобилям.
Тем не менее, во всем мире более эффективным считается порядок, при котором круговая дорога является главной, поскольку в таком случае круг быстрее очищается от машин и не становится причиной пробки. Несколько лет назад на загруженных круговых перекрестках крупных городов стали появляться знаки, принудительно устанавливающие приоритет круга над примыкающими дорогами.
Игорь Шувалов также предложил ввести в России так называемые зоны успокоенного движения – места с приоритетом движения пешеходов, где проезд автомобилей разрешен с ограничениями. В таких зонах скорость автомобилей не должна превышать 20 км/ч, а пешеходы в районе имеют право переходить проезжую часть в любом месте без разметки. Для обозначения таких зон будут разработаны новые дорожные знаки. Подобные зоны действуют в исторических центрах многих европейских городов, а автомобилисты предпочитают объезжать их стороной из-за неудобства и маленькой скорости движения.
Вопрос о введении в российских городах европейских ограничений в 50 км/ч рассматривается уже несколько лет. А весной Научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ внес предложение снизить скорость движения до 40 км в час. Идея возникла вслед за установкой в Москве новых дорожных знаков уменьшенного размера. Специалисты Центра посчитали, что на скорости компактные указатели хуже читаются, что может осложнить дорожную обстановку. Однако большинство транспортных специалистов называют разумным ограничение именно в 50 км в час.
Считается, что автомобиль, двигающийся со скоростью не более 50 км/ч, создает меньше шума, меньше загрязняет атмосферу, а главное – является более безопасным для пешеходов. Согласно европейским исследованиям, при столкновении с автомобилем, движущимся со скоростью 25-30 км/ч, человек получает контузию, с 30 до 50 км/ч увеличивается риск получения серьезной травмы, а скорость свыше 55 км/ч, как правило, приводит к смертельному исходу.
В марте в России были введены ограничения для неопытных водителей со стажем менее двух лет. Новичкам запретили буксировку других транспортных средств, перевозку крупногабаритных и опасных грузов, а малоопытным водителям мотоциклов теперь не разрешается перевозить пассажиров. Также в КоАП появился штраф за отсутствие маркировки автомобилей новичков специальным знаком.
Кроме того, чиновники обсуждали возможность ограничения максимальной скорости и мощности автомобилей для новичков, запрет на езду ночью и по автомагистралям, а также особые штрафные санкции, но они введены не были. При этом в европейских странах у новичков ограничений больше. Например, в Белоруссии для них действует лимит в 70 км в час. Малоопытные водители в Литве обязаны использовать специальную наклейку, а скоростные ограничения для них строже – ехать можно на 20–40 км/ч медленнее в зависимости от типа дороги.
Для новичков зачастую действуют более строгие нормы содержания алкоголя и более высокие штрафы – такие правила есть в Германии и Франции. А в Италии ограничения касаются максимальной скорости и ограничения на мощностные характеристики автомобиля – не более 75 л.с. на тонну веса.
Минфин прорабатывает возможность введения в России единых полисов каско-ОСАГО. Подобная система действует, например, в Великобритании, где «гринкарту» нельзя купить без страховки автомобиля от других видов ущерба. В России единый полис является частью проекта по либерализации тарифов ОСАГО, когда Центробанк не будет устанавливать тарифы, а рынок будет регулироваться по принципам свободной конкуренции. Обязать страховщиков продавать только комбинированные полисы ведомство не планирует – на данный момент предлагается лишь возможность оформлять договоры ОСАГО и каско в одном полисе с существенной скидкой. Кроме того, ведомство рассматривает возможность организовать продажу полисов на три года.
Российская ГИБДД намерена приучить водителей к использованию европротокола, когда участники ДТП самостоятельно оформляют аварию без вызова полиции. Дежурные службы получили указания чаще рекомендовать водителям оформлять происшествия без вызова сотрудников ГИБДД. Дежурный, получая сообщение об аварии, должен будет выяснить обстоятельства происшествия и порекомендовать оформить его самостоятельно.
В ведомстве ожидают, что 2017 г. количество аварий, оформленных водителями самостоятельно, увеличится до 50%. По словам чиновников, в 2015 г. доля европротоколов составляла 14%, а в 2016 г. достигла трети всех аварий и продолжает расти.
Также законодатели обсуждают вопрос увеличения максимальной суммы выплат при самостоятельном оформлении ДТП, либо отменят этот лимит вовсе. Сейчас в Москве, Санкт-Петербурге и областях сумма выплат по европротоколу уже увеличена до 400 000 рублей.
Кроме того, обсуждается возможность оформлять европротокол даже при наличии спора между водителями – в таком случае решение о виновности будет приниматься в группе разбора с использованием самостоятельно оформленных документов. Так работают страховщики, например, в Германии и Франции, где полиция приезжает на место ДТП, только если пострадали люди.
С 28 апреля была запущена система натурального возмещения ущерба вместо денежных выплат по ОСАГО. Вместо денежных выплат страховщики стали выдавать пострадавшим в ДТП направления на ремонт в сервисные станции, с которыми у страховых компаний заключены договоры. Стоимость восстановительного ремонта рассчитывается без учета износа транспортного средства, а клиент вообще не касается денежных отношений страховщика и технической станции.
Страхователям натуральное возмещение выгодно потому, что оно фактически исключает споры со страховой компанией относительно сумм выплат и позволяет получить отремонтированный автомобиль без каких-либо доплат. Страховые компании, в свою очередь, также смогут снизить риски разбирательств и избавиться от завышенных претензий автоюристов, наживающихся на судебных тяжбах. Наконец, страховщики смогут сами контролировать качество и объемы работ на станциях, с которыми у них будут заключены договоры. В европейских странах такой порядок пока не принят, однако там страховщики давно производят выплаты без учета износа, что вызывало немало критики в российской системе.
Плату за парковку берут не только в Москве – 18 российских городов ввели системы оплаты на наиболее загруженных улицах. В столице они появились еще в 2012 г., годом позже пришли в Краснодар, а в 2014 г. платные паркинги появились в Сочи, Екатеринбурге, Калуге и Белгороде. С 2015 г. плату берут Казань, Красноярск, Тверь, Ставрополь, Санкт-Петербург и Тула. Наконец, в 2016 г. городское парковочное пространство организовали в Нижнем Новгороде, Тюмени, Курске, Рязани, Перми и Ростове-на-Дону.
На очереди – Волгоград, Пенза и Челябинск, где пока работают только плоскостные муниципальные парковки, а также города Подмосковья. Дешевле всего парковка стоит в Туле (10–20 руб. в час) и Перми (15 руб.), дороже всего – в Москве (до 200 руб. в час). Кроме того, власти рассматривают скандальный законопроект об организации дорожного движения, который даст возможность регионам вводить плату за проезд по дорогам без предоставления бесплатной альтернативы.
Запрет на опасное вождение действует с лета 2016 г., однако штраф за это нарушение так и не ввели. Согласно пункту 2.7 ПДД, таковым считаются неоднократно совершенные действия, создающие угрозу ДТП. Это, например, непредоставление преимущества, перестроения при интенсивном движении, несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала, препятствование обгону, а также неоправданное резкое торможение.
Предполагается, что штраф составит 5 000 руб., а решение о наказании будут принимать инспекторы ГИБДД лично, либо на основе записей частных видеорегистраторов или систем камер видеофиксации. Так, в Москве работает система «Пит-стоп», которая передает данные о грубых нарушениях скоростного режима патрульным экипажам. В европейских странах существует различное трактование опасного вождение. Например, в Германии строго штрафуют за хаотичные перестроения, а также за несоблюдение дистанции, которую измеряют камеры видеофиксации.