Скандинавскую защиту в шахматах применяют, чтобы сбить белых с привычной игры и захватить инициативу. Volvo надеется на флагманский седан S90, как шахматист на черного ферзя. Холодным огнем горят светодиодные «молоты Тора» в фарах, вогнутая решетка радиатора скалит тонкие хромированные клыки – впервые за много лет Volvo не теряется на фоне BMW, тем более такой, как новейшая 5-Series.
Volvo S80 была очень неплохим автомобилем и по оснащению, и по ездовым характеристикам, но ее производство началось еще в 2006 году. С каждым годом отставание от эталонных в бизнес-классе немецких седанов только увеличивалось. Кроме того, внешность «восьмидесятки» была слишком «травоядной», тогда как ее наследник – настоящий хищник.
В силуэте S90 читается классический заднеприводный седан бизнес-класса с многоцилиндровым мотором под длинным капотом, но на самом деле S90 построена на переднеприводной платформе. Моторы – только четырехцилиндровые, да и расположены поперечно. Ради зрительного эффекта переднюю ось сдвинули к носу, а кабину – назад. Чтобы сохранить низкую линию капота, отказались даже от передних пневмостоек – визуальный эффект поставлен во главу всего.
Volvo говорит на языке премиума вполне свободно, но с характерным акцентом. Вроде бы повторяет за BMW изгиб Хоффмайстера, но на свой лад. Корма «шведки» вышла тяжеловатой, а сочетание фонарей и складчатой крышке багажника выглядит громоздко.
Несмотря на старания дизайнеров, грозный облик S90 буквально излучает дружелюбие. Незнакомые люди запросто подходят во время съемки, просят сделать селфи, заглянуть в салон, интересуются подробностями. Мрачноватая аура BMW 5-Series, наоборот, ограждает пассажиров от пристальных взглядов и лишних вопросов. Классическая BMW – автомобиль, который не спутаешь ни с каким другим.
Вопрос в том, какая модель перед нами. Новая «пятерка – вылитый флагманский седан 7-Series, только меньше. Те же раздутые ноздри, приросшие к ним фары, различия машин не так бросаются в глаза. Отличия в подвесках небольшие: спереди двухрычажка, сзади облегченная многорычажка, но на 5-Series нельзя установить пневмобаллоны. Модульная платформа CLAR с продвинутыми электронными системами – более чем серьезная заявка в классе.
Габаритами новая «пятерка» недалеко ушла от машины предшествующего поколения: S90 значительно крупнее S80, но уступает в высоте. Volvo чуть длиннее BMW за счет массивной кормы, а колесная база у шведского седана меньше. По логике, S90 должна лидировать в объеме багажника и уступать в просторе на заднем ряду. Но на деле разница в багажниках всего 30 л в пользу BMW, но зато Volvo может похвастаться шириной проема и отдельным лючком в салон.
Длинноногим пассажирам в S90 будет удобнее: запас между коленями и спинками здесь больше. Это, во-первых, преимущества переднеприводной «поперечной» платформы, а во-вторых, значимость передвижения на заднем ряду, привитая Volvo новым китайским владельцем.
Фокус BMW традиционно направлен на водителя, так что посадка на второй ряд менее удобна: подушка дивана длиннее, дверной проем более узкий, а порог с изломом. Запас для ног в сравнении с предыдущим поколением увеличился номинально – всего на сантиметр. Нельзя сказать, что на заднем ряду «пятерки» страшная теснота. В высоте потолка и ширине салона в плечах у нее пусть небольшое, но все же преимущество перед S90.
В оснащенности второго ряда у машин паритет: блок климатической установки с двумя зонами, воздуховоды в стойках и подогрев сидений. Панель управления климатом у шведского седана новомодная, сенсорная. Кроме того, шведы не забывают о различных полезных мелочах вроде бытовой розетки на 230 вольт или встроенного в сиденье детского бустера.
Ключ-брелок от «пятерки» ощутимо оттягивает карман. Размерами и количеством функций он приближается к мобильному телефону: цветной сенсорный дисплей и беспроводная зарядка. С него можно не только отпирать машину, поднимать крышку багажника и включать климат-контроль, но даже дистанционно управлять машиной.
Ведешь пальцем по одной нарисованной стрелочке, седан двигается вперед, по другой – назад. В теории это позволяет выкатить машину из тесного парковочного кармана, на практике – собрать вокруг «пятерки» зрителей. Обшитый кожей брелок S90 меньше и проще, а кнопки на торце не очень удобны.
«Пятерка» плотно закрывает двери с доводчиками за пассажирами, заданный тон общения поддерживает строгий и солидный интерьер – почти такой же, как в «семерке». Это не дом, а личный кабинет руководителя. И одновременно водителя, который снова в приоритете – функцией массажа можно оснастить только его кресло.
Сиденье, как деловой костюм, подгоняется точно по фигуре – индивидуально можно настроить даже верхнюю и нижнюю часть спинки. BMW постепенно, как будто нехотя, уступает напору современных технологий – вкусы большинства покупателей все консервативны. Края циферблатов нарушают виртуальную гладь приборной панели, сенсорные клавиши соседствуют на центральной консоли с настоящими кнопками и ручками.
Volvo будто намеренно занижает возраст аудитории – физических кнопок на консоли минимум, а вытянутый по вертикали экран с кнопкой Home – формат, хорошо понятный уверенному пользователю смартфона. Внутри S90 по-домашнему уютно, как в дедушкиной квартире на Кутузовском. Шторка отсека на центральном тоннеле с планками из натурального дерева напоминает паркет, по которому так упоительно было катать машинки в детстве. Накладки на передней панели и дверях вызывают в памяти выпуклые спинки венских стульев.
Шведы не придерживаются строгого бизнес-этикета – об этом свидетельствует отсутствие доводчиков дверей. В то же время здесь почти такая же, как на BMW, хай-энд аудиосистема Bowers&Wilkins с алюминиевыми решетками динамиков. На Volvo она менее мощная, но разницу в звучании почувствуют разве что продвинутые меломаны, а остальным оно понравится одинаково. Передние сиденья лишь немного уступают по количеству регулировок немецким, но не менее удобны и могут сделать массаж не только водителю, но и пассажиру.
Блестящий переключатель запускает мотор S90, а режимы движения регулируются прокруткой граненого цилиндрика. Ко всему остальному привыкать не нужно – здесь самые обычные подрулевые рычажки. Впрочем, и в BMW теперь тоже – от нефиксируемых переключателей отказались по многочисленным требованиям клиентов прокатных контор.