Гоночная серия Формула E была задумана пять лет назад, и тогда в нее верили немногие. Спустя всего два года первые болиды с необычным дизайном непривычно тихо промчались по улицам Пекина. В то время все машины были одинаковыми, за исключением ливреи, а то, что на пит-стопе пилот пересаживался в новый автомобиль с полными батарейками, казалось как минимум странным. Однако с тех пор многое изменилось. И не только в гонках.
В июне крупнейшая нефтегазовая компания Дании продала все свои активы, касающиеся невозобновляемых источников энергии. И это при том, что на принадлежащих ей месторождениях добывается по 100 000 баррелей в нефтяном эквиваленте в день. Примерно одновременно с этим правительство Германии отрапортовало о рекорде: с 30 апреля по 1 мая 85% всей энергии, выработанной в стране, поступило из возобновляемых источников. В свете таких событий полностью электрические гонки уже не выглядят опередившими время.
Один из новичков в Формуле E – британская команда Panasonic Jaguar Racing. Однако огромный опыт в автоспорте не мог просто исчезнуть. Несмотря на фору в два сезона, которая была у других команд, «электроконюшня» Panasonic Jaguar уже зарабатывает первые очки, причем в четвертой гонке года от подиума англичан отделяло менее 2,5 секунды.
Команда вступила в борьбу в очень интересное время. Дело в том, что регламент Формулы E расписан на много лет вперед, он постепенно «размораживается», открывая возможности для собственных разработок. Именно с того этапа, когда стало возможным использовать свои силовые агрегаты, англичане пришли в электрические гонки.
Конечно, отставание в два года в мире автоспорта – это пропасть, но у Panasonic Jaguar в есть козырь. Его имя – Хо-Пин Тун. Да, в команде он находится в статусе резервного гонщика, но он – единственный тест-пилот, участвовавший в разработке самого первого болида Формула E, поэтому знает предмет досконально. И его вклад в разработку Jaguar I-Type – именно так называется английский электроформульный болид – переоценить сложно.
Сейчас у команды Panasonic Jaguar Racing собственный электромотор, инвертор и секвентальная коробка передач. Управляет всем этим электроника, позаимствованная у Jaguar C-X75. До «сотни» Jaguar I-Type разгоняется за 2,9 с, а максимальная скорость составляет 225 км в час. Двигатель раскручивается до 20 000 об/мин, благодаря чему болид звучит скорее как самолет на взлете, чем как автомобиль. Только самолет этот взлетает довольно далеко: уровень шума в Формуле E достигает всего 60 дБ – примерно как домашний пылесос.
С одной стороны, для многих звук – краеугольный камень гонок, позволяющий почувствовать себя в гуще событий, с другой, у Формула E именно благодаря низкому уровню шума совершенно особая атмосфера.
Во-первых, этапы «электроформулы» совершенно легально проходят в центральных частях городов, ведь они ни людям не мешают, ни экологии не вредят.
Во-вторых, здесь царит атмосфера безмятежного праздника – вокруг трибун постоянно играет музыка, людям не приходится повышать голос, а кто-то даже успевает почитать книжку или подремать в тени.
Кроме того, формат гоночного уикенда тут совершенно непривычный: вместо четкого разделения на тренировочные, квалификационные и гоночные дни здесь все происходит в течение суток – и тренировки, и квалификация, и гонка с награждением. При этом в Берлине, к примеру, проводится сразу две гонки – в субботу и в воскресенье – в таких случаях победные очки за каждый день начисляются отдельно.
Мощность автомобилей в этом сезоне - 200 кВт, однако полностью она доступна лишь на тренировках и в квалификации. В гонке же, дабы растянуть удовольствие, отдача двигателей ограничена на уровне 170 кВт. Но раньше это ограничение было жестким, а сейчас, когда машины стали эффективнее, появилась возможность задействовать моторы и в условиях гонки.
Но доступно это не всем пилотам. Кто получит прибавку – решают болельщики. Для этого надо голосовать в соцсетях за любимого гонщика, а трое лидеров в итоге получат возможность использовать дополнительные 100 кДж энергии на круг в режиме полной мощности (примерно 3,3 с ускорения).
Называется это FanBoost, и чтобы понять, насколько это важно, достаточно сказать, что из троих победителей голосования перед Гран-при Берлина двое приехали на подиум. Само голосование начинается за две недели до гонки и продолжается первые шесть минут заезда.
В Формуле E есть один обязательный пит-стоп, в котором меняется не резина, а автомобиль целиком. Так происходит, потому что полной батареи сейчас хватает на 30 минут гонки, а зарядка длится 45 минут (для этого используются генераторы, которые работают на глицерине, полученном при синтезе биодизеля).
Тем, кто привык к двухсекундным пит-стопам Формулы-1, пауза покажется невероятно долгой – она длится почти минуту, но таковы правила FIA, продиктованные безопасностью. Это ограничение создает дополнительную проблему для инженеров – они должны сделать два автомобиля с практически идентичными настройками, чтобы пилоту не нужно было адаптироваться. Смена шин при этом допускается лишь в случае их повреждения.
Разумеется, здесь есть и гонки поддержки. В перерывах между заездами Формулы E по трассе гоняют автомобили серии Roborace, и это не фигура речи – ездят они сами без пилотов внутри. Зрелище завораживающее: каждый раз, когда мимо меня проносился черный прототип, похожий на шлем Дарта Вейдера, я силился разглядеть за прозрачным стеклом кокпита кого-нибудь. Безуспешно.