Во время недавней «прямой линии» Владимир Путин решил сам выбрать для себя вопрос. «Когда президент России будет ездить на отечественном автомобиле? – зачитал Путин. Затем, взяв секундную паузу, ответил: «К концу 2018 г. будет целая линейка автомобилей отечественного производства».
Президент имел в виду проект «Кортеж», над которым ФГУП «НАМИ» работает уже четыре года. Первые лица России не ездили на отечественных автомобилях с начала 1990-х, тогда как в западных странах лидеры передвигаются исключительно на «своих» моделях. Недавний пример – Эммануэль Макрон, который приехал на инаугурацию на кроссовере DS 7 Crossback.
Инаугурация избранного президента России в 2018 г. тоже пройдет с участием национальной машины. В отличие от лидера Франции, российский президент приедет на церемонию не на серийном кроссовере, а на новейшем лимузине, разработанном специально для него. Помимо автомобиля №1, в «Кортеже» будут представительские седаны, минивэны и внедорожники.
Глава Минпромторга Денис Мантуров (министерство выступает заказчиком проекта) рассказал «России 24», что первые 16 автомобилей «Кортежа» поступят в Гараж особого назначения уже к концу этого года. ФСО получит лимузин, седаны и минивэны. Позже некоторые из этих моделей даже поступят в свободную продажу.
Однако есть риск, что не все запланированные автомобили могут появиться в назначенные сроки. Так, источник Autonews.ru, непосредственно знакомый с ходом работы над проектом, рассказал, что разработка внедорожника в рамках проекта приостановлена на неопределенный срок из-за нехватки ресурсов у основного подрядчика. Все силы команды конструкторов НАМИ направил на завершение разработки лимузина, седана и минивэна. В пресс-центре ФГУП «НАМИ» комментировать эту информацию отказались.
Избранный в 2018 г. президент будет ездить на лимузине – на текущий момент это наиболее завершенный автомобиль в линейке «Кортежа». Он уже прошел все основные испытания и сейчас находится на стадии финальной доводки. Специалисты высоко оценили уровень безопасности кузова автомобиля после краш-тестов прототипов, которые проводились на Дмитровском автополигоне, а также на немецком полигоне японской фирмы Takata, выступающей одним из основных подрядчиков по разработке систем активной и пассивной безопасности.
Высокие оценки, по данным Autonews.ru, лимузин получил и за аэродинамику. На этапе раннего проектирования кузов автомобиля «обдували» инженеры НАМИ в Дмитрове, а позже – и специалисты по аэродинамике АвтоВАЗа в Тольятти.
Чиновники, топ-менеджеры госкомпаний и крупные бизнесмены будут ездить на представительских седанах российской разработки. Салон этого автомобиля, собранный на одном из прототипов, уже продемонстрировали на закрытом мероприятии в «Центре международной торговли» потенциальным клиентам. Многие из них положительно отзывались и о дизайне, и об отделке.
Автомобили проекта «Кортеж» выпустят с несколькими моторами на выбор: V12, V8 и рядной «четверкой». Речь идет о модульном семействе двигателей, которое НАМИ разрабатывает совместно с Porsche Engineering. Топовый алюминиевый V12 с четырьмя турбинами (по одному нагнетателю на каждые 3 цилиндра), непосредственным впрыском топлива и системой изменения фаз газораспределения был продемонстрирован на стенде НАМИ на Московском автосалоне в 2016 году. При объеме в 6,6 л двигатель выдает 850 л.с. и 1320 Нм крутящего момента.
Менее мощный V8 объемом 4,4 л (600 л.с. и 880 Нм) практически полностью разрабатывали немцы из Porsche. Оба мотора проходят последние испытания на стендах и тестовых прототипах. Еще один двигатель и модульного семейства, «четверка» объемом 2,2 л, уже спроектирован, однако еще не воплощен в металле.
В паре с моторами будет работать девятиступенчатая автоматическая коробка передач, разработанная московской фирмой KATE. В конструктивном плане она похожа на коробки, которые ставят на Mercedes-AMG. Ее особенность в том, что «автомат» не имеет привычного гидротрансформатора. Вместо него устанавливается «мокрое» сцепление, которым управляет электроника.
Работы над минивэном также вышли на финишную прямую. Изображения, появившиеся осенью на сайте Роспатента, дают достаточно точное представление о внешнем облике автомобиля. Подробностей о технических характеристиках немного, но, например, известно, что колесная база минивэна окажется на 25 см длиннее, чем у седана.
Модель будут выпускать в нескольких версиях: на 8, 9 и 12 посадочных мест. Кроме того, запланировано люксовое четырехместное исполнение. Эту модификацию построят по схеме 2+2: в задней части салона будут расположены два полноценных кресла-оттоманки, а напротив – два страпонтена (компактные складные кресла для сопровождающего персонала).
В перспективе минивэн получит четырех- и шестицилиндровые двигатели совместной разработки НАМИ и Porsche Engineering. Первые же версии этого автомобиля для ГОН будут выпускать с V8. При этом минивэн из-за конструктивных особенностей едва ли получит такой же мощный V12, как на лимузине для президента.
Производство седана и минивэна, а в перспективе и внедорожника может быть налажено на одном из предприятий Sollers. Однако пресс-служба компании официально не подтвердила эту информацию и отказалась от любых комментариев на этот счет.
Вместе с тем министр промышленности и торговли Мантуров в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал, что на начальном этапе лимузины и седаны будут собирать в НАМИ. Мощности института позволят производить до 1000 автомобилей в год. А если потребность в автомобилях из «Кортежа» будет расти, то не исключена сборка и на площадках других отечественных автопроизводителей. В конечном счете, все будет зависеть от спроса.