С 1 июля 2017 г. вступает в силу ряд нововведений в Правила дорожного движения, которые могут заметно изменить жизнь автомобилистов. Нынешний год уже стал для российских водителей годом электронных технологий: ГИБДД и страховщики переходят на электронный учет, а камеры научились самостоятельно вычислять и передавать информацию о лихачах сотрудникам ДПС (система «Пит-стоп»). Однако внедрение новых технологий на этом не закончится.
Так, уже в июле начнется постепенный переход на электронные ПТС. Это нововведение коснется не только России, но еще пяти стран Евразийского экономического союза. Теперь все данные об автомобиле и его история будут храниться в электронном варианте в базах ГИБДД. Единым администратором системы ЭПТС утверждена компания «Электронный паспорт», которая входит в госкорпорацию «Ростехнологии». Паспорта будут выдавать при совершении сделок купли-продажи или по требованию самих граждан.
Власти объясняют эту инициативу, прежде всего, заботой о защите прав потребителей. При покупке автомобиля с рук клиент сможет без труда узнать всю информацию и о машине, и о ее владельце, что практически не оставляет маневров для мошенников.
Также электронный ПТС будет содержать в себе полную информацию о пройденных ремонтных работах, техобслуживаниях и прочие сведения. Кроме этого, если автомобиль является залоговым имуществом в банке, это также отразится в базе данных. Новый механизм поможет избежать преступной схемы, когда такая машина конфискуется, а новый автовладелец остается без денег и транспортного средства. Наконец, нововведение избавит владельца от необходимости хранить ПТС дома.
При этом бумажные паспорта все равно сохранятся в обращении. Уполномоченные ведомства стран Евразийского союза смогут наряду с оформлением электронных паспортов продолжить оформление документов по старому образцу. Полный переход на электронные ПТС состоится в июле 2018 года. Это связано, прежде всего, с тем, что некоторые страны-участницы Союза оказались не готовы к этой реформе и не обладают необходимой нормативно-правовой базой.
В июле месяце произойдет ряд изменений и в системе ОСАГО. В частности, срок действия порядка обязательных досудебных претензий по ОСАГО будет продлен до 1 января 2019 года. Этот порядок необходим для снижения числа судебных разбирательств и уменьшения злоупотребления правом автомошенников.
На текущий момент автовладелец, который не согласен с размером выплаты по ОСАГО, перед походом в суд должен обратиться непосредственно к страховщику. Также компания должна принять претензии по качеству ремонта. На разрешение конфликтной ситуации закон отводит 10 дней. В случае если компромисс не найден, автовладелец может подавать иск в суд.
Эта норма работает в России еще с 2014 г., однако сейчас срок ее действия подошел к концу. Депутаты планировали, что в будущем решением таких спорных ситуаций будет заниматься финансовый омбудсмен. Именно в его задачи будет входить рассмотрение и решение конфликтов по страхованию. Однако соответствующий законопроект депутаты принять не успели и были вынуждены продлить существующие правила.
В июле продолжится и совершенствование электронных полисов ОСАГО. Несмотря на то, что такая услуга существует с середины 2015 г., большинство автовладельцев по-прежнему отдают предпочтение бумажному варианту. Исправить эту ситуацию должны несколько нововведений, которые упростят процедуру оформления электронных полисов.
Так, с 1 июля Российский союз страховщиков планирует запустить обновленную систему гарантированного заключения электронных договоров. Новый механизм будет автоматически переправлять клиента на сайт организации, если по техническим причинам ему не удается оформить полис ОСАГО на странице страховой компании.
После этого в закрытом разделе сайта по номеру ПТС будет определен новый страховщик, с которым клиенту предложат заключить договор. Для удобства автовладельца, ему не нужно будет вновь заполнять заявление. Вся информация, оставленная в договоре, будет переправлена. Таким образом, РСА получит полный контроль за этим перераспределением договоров.
Позже сайты страховых компаний и Российского союза автостраховщиков подключат к порталу госуслуг. После этого оформить электронный полис ОСАГО автовладельцы смогут без предоставления сканов своих документов. Ожидается, что это произойдет до конца 2017 года.
В России может стать больше силовых ведомств, которые имеют право перекрывать движение на дорогах общего пользования. А именно, такую возможность хотят предоставить сотрудникам ФСО. Соответствующей законопроект уже одобрен Госдумой и ожидает подписи президента России.
В самое ближайшее время могут и упростить процедуру признания автомобилистов нетрезвыми. Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству уже поддержал законопроект и рекомендовал депутатам принять документ во втором и третьем чтениях.
Ожидается, что до конца июля сотрудники ГИБДД смогут отправлять на медицинское освидетельствование любого водителя без оформления протокола и предварительного теста на опьянение. Таким образом, вместо шести документов, которые сейчас оформляют на нетрезвого водителя, окажется на две бумаги меньше. В законопроекте указывается, что с подобной, как в России, бюрократией полицейские не сталкиваются ни в одной стране мира.
С 1 июля автомобилистов могло ждать значительно больше изменений, но принятие некоторых из них по разным причинам отложили. Например, законопроект об ужесточении наказания за нарушение правил тонировки неожиданно был снят с повестки. Не исключается, что такое решение было связано со сменой главы ГИБДД России. Однако с назначением на эту должность 43-летнего Михаила Черникова обсуждение документа может быть продолжено.
В случае одобрения законопроекта штраф за тонировку может вырасти с 500 руб. до 1,5 тыс. рублей. За повторное нарушение штраф хотят увеличить до 5 тыс. рублей. Ранее предлагалось также лишать нарушителей водительских прав, однако правительство выступило против таких радикальных мер.
Также «забуксовал» законопроект о правилах перевозки детей. Ожидалось, что регламент использования детских кресел станет более жестким уже этим летом. Документ запрещает использование других фиксирующих устройств, включая накладки на ремни.
В этом же законопроекте прописан еще один пункт, который предполагает штраф в 500 руб. за оставление в автомобиле ребенка, не достигшего семилетнего возраста. Законопроект вызвал большой резонанс среди экспертного сообщества, и в итоге его судьба пока остается под вопросом.