branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Антон Погорельский
Подписаться на Telegram-канал

Гонка без дорог: зачем смотреть «Шелковый путь»

Летом в России пройдет важная международная гонка, по масштабу сопоставимая с «Дакаром». Что в ней интересного и почему трансляции марафона нельзя пропустить – в анонсе на Autonews.ru
Фото: НП «КАМАЗ-Автоспорт», silkwayrally.com, press.x-raid.de, peugeot-sport.com
Фото:: НП «КАМАЗ-Автоспорт», silkwayrally.com, press.x-raid.de, peugeot-sport.com

«Шелковый путь» – гонка номер три в международном рейтинге самых важных ралли-рейдов на планете. Номер один – это, конечно, «Дакар». Номер два – «Африка», проходящая по маршруту исторического «Париж-Дакара» в западной Сахаре. Все три марафона – предельно жесткие испытания для гонщиков и машин, которым приходится две недели подряд ехать по пустыням, горам, степям и другим природным ландшафтам, не приспособленным для автомобильного движения.

Нюанс в том, что совместить выступления в «Дакаре» и «Африке» не получится при всем желании: оба марафона проводятся в одни и те же даты в начале января. «Шелковый путь» стартует и финиширует в середине июля. Благодаря такому графику летний ралли-рейд оказывается редкой возможностью увидеть в одной гонке сильнейших участников соревнований по бездорожью. В январе эти команды и пилоты разъезжаются по разным континентам, так как кто-то выбирает «Дакар», а кто-то едет в «Африку».

В этом году «Шелковый путь» начнется 7 июля на Красной площади, а завершится 22 июля в китайском мегаполисе Сиань. Autonews.ru собрал главное о том, что нужно знать о предстоящем соревновании.

Здесь покажут российские «дороги»

Общая протяженность «Шелкового пути» – почти 10 тыс. километров. Половину этой дистанции гонщики проведут в России и Казахстане. Первый спецучасток свяжет Москву и Чебоксары, после чего маршрут устремится за Урал. Вся первая часть гонки пройдет по регионам с фирменным российским бездорожьем: наконец, зрители, смотревшие «Дакар» и говорившие «вот поехали бы они в Россию», смогут увидеть, что же получилось из этого странного сочетания.

Гонка без дорог: зачем смотреть «Шелковый путь»

Гоночная дистанция российской части «Шелкового пути» проложена по лесам, полям и просекам, которые только в России могут называть «дорогами». Участникам со всего мира, среди которых команды Peugeot и MINI, придется преодолевать кочки, ухабы, трамплины и даже броды.

После уральских спецучастков караван ралли-рейда въедет в Казахстан, где условия сменятся на ровную степь с неожиданными ямами и «подбросами» в самых скоростных местах. Выдержать такое смогут только лучшие: уже сейчас понятно, что многие экипажи не доедут до финиша из-за сложного характера гонки.

Это шанс увидеть неизвестный Китай

Вся вторая половина «Шелкового пути» пройдет в Китае – и это лучшее, что могло случиться с ралли-рейдами. Дело в том, что на территории Китая находятся знаменитые пустыни Гоби и Такла-Макан. Каждый поклонник марафонских гонок знает: ралли-рейд – это, в первую очередь, бескрайние пески. В китайской части «Шелкового пути» пилотам предстоит покорить ультрасложные и при этом живописные барханы Такла-Макана. Именно такого испытания заслуживают ралли-рейдовые Peugeot 3008, MINI Countryman и Toyota Hilux, созданные специально для гонок по пустыне.

Едва ли не более зрелищными станут соревнования грузовиков. КамАЗ, летящий над дюной в прыжке на скорости 120 км/ч – канонический символ ралли-рейдов, благодаря которому за гонкой начинают следить даже далекие от автоспорта люди.

Гонка без дорог: зачем смотреть «Шелковый путь»

Для самих участников марафона китайские спецучастки станут уникальной возможностью увидеть самые закрытые регионы материкового Китая. Сюда не возят туристов, эти места не показывают по телевизору, а местные жители подчас не говорят даже на китайском, не говоря уже об английском – сотни местных языков и культур смешались здесь в непознаваемое сочетание буддийской, персидской и среднеазиатской цивилизации. Салары, уйгуры, дунгане, чахары, хуэйцзу и многие другие народы компактно проживают в небольших провинциях западного Китая и не стремятся показать себя миру, предпочитая сохранять традиционный уклад и культурную независимость.

7 вещей, которые нужно знать о «Дакаре»-2016 Статьи 18 января 2016 7 вещей, которые нужно знать о «Дакаре»-2016
Новости 6 июля 2011 Автомобильное движение по Шелковому пути откроют к 2018 году

Попасть сюда из развитых восточных регионов КНР будет дорого и непросто. Благодаря «Шелковому пути» западный человек сможет ненадолго увидеть, как живут малые народы Китая и чем интересна древняя столица страны Сиань – единственный город в мире, где еще в 750 году нашей эры проживал миллион человек.

В гонке будут участвовать новые гоночные КамАЗы

Значительная часть российских зрителей будет смотреть «Шелковый путь» только из-за КамАЗов – непобедимой «Синей армады», которая вот уже 20 лет доминирует в международных ралли-рейдах. На предстоящую гонку самая богатая и успешная команда в российском автоспорте выставит четыре грузовика, каждый из которых способен на победу.

Гонка без дорог: зачем смотреть «Шелковый путь»

Интерес в том, что в этот раз КамАЗы максимально отличаются между собой. Специально к «Шелковому пути» челнинский коллектив подготовил четыре разных модификации, каждая из которых несет в себе собственное техническое нововведение. К примеру, грузовик Айрата Мардеева оснащен автоматической коробкой передач. Сложно представить, но до сих пор КамАЗы ездили исключительно на «механике»: более продвинутая технология дошла до команды только в 2017 году.

Двукратный победитель «Дакара» Эдуард Николаев поведет в бой единственный в России КамАЗ с капотом. Такая компоновка позволяет снизить нагрузку на экипаж и улучшить маневренность грузовика. Минус – отсутствие опыта в конструировании подобных тягачей. Если все пойдет как надо, КамАЗ Николаева должен далеко уехать от конкурентов. Впрочем, с той же вероятностью новый капотник может сломаться. На этот случай у Николаева есть три партнера по команде, каждый из который способен довести «Шелковый путь» до победы.

Гонка запомнится голливудским сюжетом

Главным и, по сути, единственным конкурентом КамАЗов на предстоящем ралли-рейде станет двукратный триумфатор «Дакара» Жерар де Рой. Последние десять лет голландец выставляет в соревнованиях собственную команду и раз за разом пытается найти брешь в обороне могучей «Синей армады». Гоночные версии итальянских грузовиков Iveco подопечные де Роя строят на базе команды в Нидерландах.

«КАМАЗ-мастер» любит обращать внимание на то, что под флагом гоночного коллектива Team De Rooy выставлены сразу три грузовика. На этом основании челнинцы записывают себе в соперники всех троих – включая напарников Жерара Тона ван Генутгена и Артура Ардавичуса. Не дайте себя обмануть: на деле за победу будет бороться только де Рой.

Гонка без дорог: зачем смотреть «Шелковый путь»

Глава казахстанского проекта Astana Motorsports Артур Ардавичус – клиент голландской команды, который ездит в ралли-рейдах в свое удовольствие. Когда-то Артур арендовал грузовик у «КАМАЗ-мастера», но закрытость команды в сочетании с вовлечением Ардавичуса в политические игры с организаторами «Дакара» привели к тому, что пилот больше не ездит на КамАЗе. Вместо этого руководитель Astana Motorsports арендует Iveco и платит деньги де Рою – за те же самые услуги, что некогда получал в России.

Ван Генутген и вовсе работает у де Роя «на подхвате». На «Шелковом пути» спортсмен будет выполнять обязанности помощника для владельца команды – подвезти запчасти, помочь с ремонтом, вывести на верный маршрут. Ни о какой борьбе за победу не может быть и речи. Для зрителей это означает только одно: противостояние де Роя и четырех КамАЗов развернется по классической голливудской схеме «один против всех».

Де Рой, в обычной жизни возглавляющий транспортную фирму, бросит вызов профессиональному коллективу «КАМАЗ-мастер», многочисленные сотрудники которого работают над гоночными грузовиками 365 дней в году и располагают многомиллионным бюджетом. Да, победа КамАЗа будет предсказуемой. Но за то и любят гонки, что в мире автоспорта возможно всякое – и если у де Роя появится хотя бы призрачный шанс выиграть, Жерар его обязательно использует.

Российские гонщики поедут на иномарках

Борьба в автомобильном зачете обещает быть такой же увлекательной, как и в грузовом. В категории внедорожников на победу претендуют как минимум пять разных экипажей из трех разных команд – и исход этого сражения не возьмется предсказать никто.

Гонка без дорог: зачем смотреть «Шелковый путь»

В наиболее выигрышной ситуации, вроде бы, находится Peugeot. Заводская команда французского производителя выставит на старт три внедорожника, за рулем которых поедут проверенные бойцы – 13-кратный победитель «Дакара» Стефан Петрансель, девятикратный чемпион мира по классическому ралли Себастьен Леб и действующий триумфатор «Шелкового пути» Сирил Депре. На стороне Peugeot – огромный бюджет и колоссальный опыт каждого спортсмена. Разумеется, все эти доводы легко перекроет коварная ловушка где-нибудь в казахской степи – подчас первое место зависит от того, расслышал ли гонщик своего штурмана и вовремя ли повернул руль.

Принципиальный соперник Peugeot – команда X-Raid, выставляющая прототипы под маркой MINI. Ударную силу этого коллектива зовут Язид Аль-Раджи. Это спортсмен из Саудовской Аравии, известный своим отчаянным пилотажем. Феноменально быстрый пилот часто завершает борьбу в аварии где-нибудь в пустыне – но до этого успевает потрепать нервы лидерам и выиграть несколько спецучастков. Если Аль-Раджи сможет взять себя в руки, то он станет самым грозным претендентом на победу в абсолютном зачете «Шелкового пути».

Наконец, пятый претендент – это Владимир Васильев, один из самых опытных российских гонщиков в этой дисциплине. На счету петербуржца пятое место в «Дакаре» и победа в кубке мира по ралли-рейдам 2014 года. Пожалуй, главный козырь Васильева – это его штурман Константин Жильцов, ездивший в одном экипаже с легендой ралли-рейдов Жаном-Луи Шлессером. Там, где другие экипажи могут заблудиться, Жильцов обязательно найдет верный маршрут и позволит своему пилоту отыграть важные минуты в схватке. Россияне поедут на MINI Countryman, заявленном под брендом G-Energy.

Прямо сейчас дуэт россиян выглядит, скорее, теневым претендентом на победу, однако непредсказуемый характер китайских пустынь и казахских степей легко может дать Васильеву с Жильцовым шанс блеснуть. Как и всем остальным, им придется преодолеть тысячи километров бездорожья под безжалостным солнцем центральной Азии.

Гонка без дорог: зачем смотреть «Шелковый путь»