«Шелковый путь» – гонка номер три в международном рейтинге самых важных ралли-рейдов на планете. Номер один – это, конечно, «Дакар». Номер два – «Африка», проходящая по маршруту исторического «Париж-Дакара» в западной Сахаре. Все три марафона – предельно жесткие испытания для гонщиков и машин, которым приходится две недели подряд ехать по пустыням, горам, степям и другим природным ландшафтам, не приспособленным для автомобильного движения.
Нюанс в том, что совместить выступления в «Дакаре» и «Африке» не получится при всем желании: оба марафона проводятся в одни и те же даты в начале января. «Шелковый путь» стартует и финиширует в середине июля. Благодаря такому графику летний ралли-рейд оказывается редкой возможностью увидеть в одной гонке сильнейших участников соревнований по бездорожью. В январе эти команды и пилоты разъезжаются по разным континентам, так как кто-то выбирает «Дакар», а кто-то едет в «Африку».
В этом году «Шелковый путь» начнется 7 июля на Красной площади, а завершится 22 июля в китайском мегаполисе Сиань. Autonews.ru собрал главное о том, что нужно знать о предстоящем соревновании.
Общая протяженность «Шелкового пути» – почти 10 тыс. километров. Половину этой дистанции гонщики проведут в России и Казахстане. Первый спецучасток свяжет Москву и Чебоксары, после чего маршрут устремится за Урал. Вся первая часть гонки пройдет по регионам с фирменным российским бездорожьем: наконец, зрители, смотревшие «Дакар» и говорившие «вот поехали бы они в Россию», смогут увидеть, что же получилось из этого странного сочетания.
Гоночная дистанция российской части «Шелкового пути» проложена по лесам, полям и просекам, которые только в России могут называть «дорогами». Участникам со всего мира, среди которых команды Peugeot и MINI, придется преодолевать кочки, ухабы, трамплины и даже броды.
После уральских спецучастков караван ралли-рейда въедет в Казахстан, где условия сменятся на ровную степь с неожиданными ямами и «подбросами» в самых скоростных местах. Выдержать такое смогут только лучшие: уже сейчас понятно, что многие экипажи не доедут до финиша из-за сложного характера гонки.
Вся вторая половина «Шелкового пути» пройдет в Китае – и это лучшее, что могло случиться с ралли-рейдами. Дело в том, что на территории Китая находятся знаменитые пустыни Гоби и Такла-Макан. Каждый поклонник марафонских гонок знает: ралли-рейд – это, в первую очередь, бескрайние пески. В китайской части «Шелкового пути» пилотам предстоит покорить ультрасложные и при этом живописные барханы Такла-Макана. Именно такого испытания заслуживают ралли-рейдовые Peugeot 3008, MINI Countryman и Toyota Hilux, созданные специально для гонок по пустыне.
Едва ли не более зрелищными станут соревнования грузовиков. КамАЗ, летящий над дюной в прыжке на скорости 120 км/ч – канонический символ ралли-рейдов, благодаря которому за гонкой начинают следить даже далекие от автоспорта люди.
Для самих участников марафона китайские спецучастки станут уникальной возможностью увидеть самые закрытые регионы материкового Китая. Сюда не возят туристов, эти места не показывают по телевизору, а местные жители подчас не говорят даже на китайском, не говоря уже об английском – сотни местных языков и культур смешались здесь в непознаваемое сочетание буддийской, персидской и среднеазиатской цивилизации. Салары, уйгуры, дунгане, чахары, хуэйцзу и многие другие народы компактно проживают в небольших провинциях западного Китая и не стремятся показать себя миру, предпочитая сохранять традиционный уклад и культурную независимость.
Попасть сюда из развитых восточных регионов КНР будет дорого и непросто. Благодаря «Шелковому пути» западный человек сможет ненадолго увидеть, как живут малые народы Китая и чем интересна древняя столица страны Сиань – единственный город в мире, где еще в 750 году нашей эры проживал миллион человек.
Значительная часть российских зрителей будет смотреть «Шелковый путь» только из-за КамАЗов – непобедимой «Синей армады», которая вот уже 20 лет доминирует в международных ралли-рейдах. На предстоящую гонку самая богатая и успешная команда в российском автоспорте выставит четыре грузовика, каждый из которых способен на победу.
Интерес в том, что в этот раз КамАЗы максимально отличаются между собой. Специально к «Шелковому пути» челнинский коллектив подготовил четыре разных модификации, каждая из которых несет в себе собственное техническое нововведение. К примеру, грузовик Айрата Мардеева оснащен автоматической коробкой передач. Сложно представить, но до сих пор КамАЗы ездили исключительно на «механике»: более продвинутая технология дошла до команды только в 2017 году.
Двукратный победитель «Дакара» Эдуард Николаев поведет в бой единственный в России КамАЗ с капотом. Такая компоновка позволяет снизить нагрузку на экипаж и улучшить маневренность грузовика. Минус – отсутствие опыта в конструировании подобных тягачей. Если все пойдет как надо, КамАЗ Николаева должен далеко уехать от конкурентов. Впрочем, с той же вероятностью новый капотник может сломаться. На этот случай у Николаева есть три партнера по команде, каждый из который способен довести «Шелковый путь» до победы.