Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса подвел итоги продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в первом полугодии. Всего за шесть месяцев в России было реализовано 718 529 машин против 672 050 в первом полугодии 2016 г., что на 6,9% больше.
Главным трендом полугодия стал переход рынка от падения к росту. После двух первых месяцев падения в марте рынок перешел к росту, а по результатам июня прибавка составила 15%, и это лучший результат за несколько последних лет. По словам председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, динамика рынка вполне соответствует прогнозам.
718 529
легковых и легких коммерческих автомобилей продано в первом полугодии
Прибавку в 6,9% по сравнению с первым полугодием 2016 г. в АЕБ объяснили слабыми результатами первых двух месяцев, в течение которых продажи упали на 5 и 4% соответственно. Восстановление началось в марте – в первый месяц весны рынок резко вырос на 9,4%, результат апреля был на 6,9% лучше, мая – на 14,7%, и, наконец, в июне продажи выросли на 15%. Общий рост по итогам второго квартала составил 12%.
В январе представители АЕБ озвучили прогноз на 1,48 млн автомобилей к концу года, и сейчас придерживаются тех же цифр. «Российский автомобильный рынок продолжает восстанавливаться устойчивыми темпами. 15% рост в июне и 12% рост по итогам второго квартала почти заставляют нас забыть о медленном старте в начале года. Общие продажи за период с января по июнь увеличились на 6,9%, что очень близко к нашему первоначальному прогнозу на 2017 г., которого мы продолжаем придерживаться до сих пор», – уточнил Йорг Шрайбер.
3
массовых бренда показали отрицательную динамику
Бренд UAZ, который стойко сопротивлялся колебаниям рынка в самые тяжелые времена, сейчас сдал позиции. В июне сбыт упал сразу на 39%, а по результатам полугодия марка реализовала на 14% меньше и выпала из десятки сильнейших, что связано с перераспределением спроса в сторону иностранных машин. Тем не менее, продано 18 410 машин, и это 11 место рейтинга брендов.
У японских марок Toyota и Nissan колебания скромнее: 44 895 шт. (-1%) и 35 208 (-3%). Оба бренда по-прежнему в десятке лучших, и в июне показали рост на 28 и 15% соответственно. Кроме них, падением отметились также Citroen (2006 шт., минус 6%) и Suzuki (2039 шт., минус 29%). Обе эти марки находятся во второй части списки и испытывают перманентные трудности из-за скудости российского модельного ряда.
4
марки выпали из списка АЕБ
Марка Daewoo окончательно ушла с рынка – за шесть месяцев не было продано ни одной машины, хотя годом ранее в статистику попали 8,5 тыс. автомобилей. Бренд Ravon, который можно считать наследником Daewoo, пока продается хуже – 4,9 тыс. машин за полгода. Нулевой результат показала и официально ушедшая марка Acura, хотя годом ранее в статистику попало 163 машины.
Haima формально присутствует на рынке, но фактически за полгода продано ноль машин против 114. Туманная ситуация и с харизматичным брендом Alfa Romeo – представительство не закрывает импорт, на сайте столичного дилера представлены три модели, но за полгода не было реализовано ни одной. Результат первого полугодия 2016 г., когда было продано 53 машины, ненамного лучше. Еще один бренд-аутсайдер – Chrysler, реализовавший всего 5 машин против 16 годом ранее.
34,8%
составила доля рынка альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ
Доля крупнейшего объединения российского рынка продолжает расти. В прошлом году она составляла 33,2% рынка, а суммарные объемы продаж выросли с 223 218 до 249 800 штук. Заметный прирост показали все марки альянса, кроме Nissan, но наиболее солидный вклад внесли Lada (140 231 шт., +13%) и Renault (60 834 шт., +17%). Прибавил даже Datsun (10 895 шт., + 32%).
Результаты брендов Hyundai (70 588 машин, включая марку Genesis) и Kia (85 189 штук) статистика АЕБ считает раздельно, но если их сложить, то получится, что корейцы по итогам года заняли 21,8% рынка против прежних 20,3%. Доля группы Volkswagen не изменилась и составила 11,1%, хотя продажи выросли на 7,6%, до 79 931 штук. Toyota заняла 7,6% рынка (54 472 машин) против 8,2%. Результаты других игроков рынка изменились менее значительно.
46 158
единиц – результат продаж самой популярной модели полугодия
Абсолютным бестселлером первых шести месяцев 2017 г. стал Kia Rio, который сейчас продается только в кузове седан. Эта модель лидировала несколько последних месяцев и за полгода на четверть опередила вечного конкурента – седан Hyundai Solaris. Последний по результатам полугодия занял только четвертое место с результатом 32 745 машин, что на 13 тыс. штук меньше, чем годом ранее.
Откат Solaris связан с постановкой на производство и выводом на рынок машины нового поколения. Не исключено, что в ближайшие месяцы расклад изменится на противоположный – продажи нового Solaris уже начались, а российское представительство Kia запустило производство нового Rio, но пока не вывело его на рынок. Обе корейские машины разделяют российские седаны Lada Granta (41 996 шт.) и Vesta (34 595 штук).
34 595
седанов Lada Vesta было продано за полгода
Динамика отечественного седана не может не радовать: по результатам полугодия продажи выросли на треть, а сама машина надежно закрепилась на третьем месте рейтинга популярности после Kia Rio (46 158 шт.) и Lada Granta (41 996 штук). Но именно Vesta продемонстрировала самую мощную прибавку в 11 701 машину. Укрепить позиции седана поможет расширение семейства – недавно АвтоВАЗ представил универсалы Vesta SW и SW Cross.
Другая актуальная модель из Тольятти Lada XRAY продается тоже неплохо: 15 453 машины против 8042 штуки годом ранее. Этот результат помог хэтчбеку занять девятое место и надежно закрепиться в десятке лидеров рынка.
389 900
рублей стоит самый дешевый из бестселлеров рынка
Lada Granta в простейших исполнениях стоит менее 400 тыс. руб., и это полноценный автомобиль с минимально достаточным набором оборудования. Доступность делает Granta одним из самых востребованных автомобилей рынка: по результатам полугодия она проиграла лишь Kia Rio, а в июне вернулась на первое место с результатом 8 552 автомобиля.
В сегменте до 450 тыс. рублей на рынке есть и другие автомобили, но ни один из них не входит в Топ-25 рынка, кроме Datsun on-DO, суть та же Granta. Lada Priora продается в небольшом количестве исполнений и постепенно вытесняется той же Granta, а китайские компакты Lifan Smily (от 369 900 руб.) и FAW V5 (398 650 руб.) не вызывают доверия у покупателей. Узбекский Ravon Nexia (от 449 000 руб.) пока и близко не подошел к популярности бывшего бестселлера Daewoo Nexia.
2 134 000
рубля стоит самый дорогой из бестселлеров рынка
Самым дорогим автомобилем десятки бестселлеров можно назвать кроссовер Toyota RAV4 (16 016 машин), который в максимальной комплектации с мотором 2,5 л стоит больше 2 млн рублей. Еще более дорогим может стать новый Volkswagen Tiguan, занимающий 19-ю строчку рейтинга. Кроссовер с 220-сильным мотором в исполнении Highline стоит 2 139 000 руб., и это без учета возможного допоборудования. Больше 2 млн руб. могут стоить кроссоверы Kia Sportage (12 800 машин, 18-е место) и Mazda CX-5 (8 027 машин, 25-е место). А вот внедорожник Toyota Land Cruiser Prado стоимостью больше 3 млн руб. в топ-25 рынка не попадал уже давно.
17 726
машин продал самый успешный премиум-бренд
Mercedes-Benz остается самым популярным среди премиальных брендов, однако его результат хуже, чем годом ранее – падение на 7%. В период восстановления рынка продажи в сегменте люкс перестали расти: Lexus потерял 5% клиентов (10 577 машин), Porsche – 18% (2215 штук), а Audi реализовала на 24% меньше (8 408 машин). Стабильны продажи BMW (14 571 шт., +3%), а крепкий рост показывают Volvo с результатом 3158 машин, что на 35% больше, и Jaguar (1205 штук, плюс 67%).