Все-таки здорово, что национальный авиаперевозчик не подает вино на утренних рейсах. После посадки в самолет до Мюнхена у меня был большой соблазн пропустить бумажный стаканчик белого сухого. Но в меню завтрака алкоголя не оказалось – и это сыграло мне на руку. Потому что по прилету в столицу Баварии выяснилось, что тест автопилота все же предполагает мое участие в управлении автомобилем.
Двум прототипам на базе RS7 и A7 Sportback, при помощи которых немцы тестируют системы автономного управления, дали человеческие имена – Боб и Джек. Наглухо тонированный Боб стоит в пространстве Audi Sphere в одном из терминалов аэропорта Мюнхена. На его радиаторной решетке и переднем бампере засохшие капли грязной дождевой воды и следы от насекомых.
Боб прибыл сюда прямиком с Нюрбургринга, где наматывал круги без водителя. А до этого Бобби еще успел накатать несколько тысяч километров по всему миру. На нем в первую очередь испытывали умение следовать заданному на навигаторе маршруту по GPS-сигналу и выписывать правильные и безопасные траектории движения. Обладая данными о дороге, Боб может не просто ехать по треку, а делать это очень быстро. Почти как профессиональный гонщик.
Его напарник Джек – полная противоположность Бобби. Он максимально законопослушен и никогда не нарушит правил. Джек по кругу обвешан дюжиной камер, сканеров и сонаров, которые пристально изучают окружающую действительность: следят за разметкой, читают знаки, распознают на дороге других участников движения, пешеходов и препятствия.
После быстрой обработки они передают собранную информацию на единый блок управления. Дальше, исходя из этих данных, электронные «мозги» автопилота принимают решения о действиях автомобиля и дают соответствующие команды на блоки управления двигателем, коробкой передач, рулевым механизмом и тормозной системой. И они в свою очередь ускоряют, меняют траекторию движения или замедляют автомобиль.
«Единственное, что может помешать Джеку – плохая погода. Например, проливной дождь или сильный снегопад, – рассказывает технический специалист из Audi, пока я устраиваюсь за рулем А7. – Но в таких условиях и человеческое зрение может подвести».
Салон Джека отличается от интерьера серийной машины тремя деталями. Во-первых, на центральной консоли, под стандартным дисплеем Audi MMI, расположен еще один небольшой цветной экранчик, на который выводятся сигналы водителю, а также дублируются действия автопилота.
Во-вторых, у основания ветрового стекла находится диодная лента-индикатор, которая разными цветами свечения (от нежно-бирюзового до ярко-красного) предупреждает о возможности активации автопилота, а также о его скором отключении. Кроме того, на нижних спицах рулевого колеса расположены две дополнительные кнопки с пиктограммами в виде руля, одновременным нажатием которых и включается автопилот.
После недолго инструктажа в демо-режиме и ввода цели в навигацию представитель Audi разрешает начать движение. Из аэропорта я выезжаю в ручном режиме, без какой-либо помощи автопилота. Система автономного управления, которую мы испытываем, относится к третьему уровню. А это значит, что самостоятельно действовать она может лишь на определенных участках дорог общего пользования. А если точнее, то только на загородных трассах.
После выезда на магистраль A9, ведущую в Нюрнберг, индикатор в основании лобового стекла начинает светить бирюзовым оттенком. Отлично – можно включать автопилот. Система активируется за доли секунды после одновременного нажатия на кнопки. «Теперь отпусти руль, педали и просто расслабься, если получится, конечно», – посоветовал сопровождающий инженер.
Хотя сам Джек, кажется, даже не против, чтобы водитель вздремнул. Потому что он действует, как очень опытный шофер. Разгоны с ходу – корректные, замедления тоже достаточно плавные, а обгоны и перестроения из полосы в полосу мягкие и без рывков. Джек раз за разом обгоняет фуры, встречающиеся у него на пути, а потом возвращается в исходную полосу движения, поддерживаю разрешенную знаками скорость.
На карте навигации появляется предупреждение о скором съезде с автобана. На маленьком дисплее загорается индикатор, похожий на баранку, и начинается обратный отчет времени. Ровно через минуту автопилот отключится и управление машиной снова будет на мне. Вместе с этим индикатор под лобовым стеклом начинает менять цвет на оранжевый, а за 15 секунд до отключения автопилота становится ярко-красным. На клеверный съезд с автобана я заезжаю уже самостоятельно. Все – возвращаемся в аэропорт.