В начале июля на автодроме Moscow Raceway прошел второй этап ретро-гонок. С каждым этапом эти соревнования привлекают все больше любителей ретро-машин — сейчас на гонки заявляется по 80 участников.
Сегодня MCGP является единственным в России гоночным чемпионатом на классических автомобилях. Но важнее, что ретро-гонки — самый демократичный вид соревнований даже среди любительских, поскольку стоимость машин минимальная, подготовка не требует существенных вложений, а само участие стоит символических денег.
Серию Moscow Classic Grand Prix (MCGP) придумал руководитель компании «Старое Время» Aлександр Смирнов в 2013 году. Тогда в гонках участвовало всего восемь машин различных марок и годов выпуска, которые ездили по треку по схеме тайм-атак с раздельным стартом через минутные интервалы. Интерес к гонкам быстро рос, на трассы выходило все больше машин от классических Bugatti начала прошлого века до советской «Оки».
С 2015 г. организаторы решили ввести отдельные классы для автомобилей, прописали четкие технические требования и предложили проводить соревнования не только с раздельным, но и с массовым стартом. С этого момента автомобили должны были иметь вварной каркас безопасности, пятиточечные ремни и системы пожаротушения, а гонщиков обязали использовать шлемы и комбинезоны.
В итоге соревнования были организованы по образу и подобию прибалтийской серии «Янтарный круг», которая проходит на легендарной советской трассе Бикерниеки под Ригой. А в серию потянулись владельцы советских «Волг», «Жигулей» и «Москвичей», которые нетрудно найти в приличном состоянии и быстро довести до ума.
Один из бывших участников серии MCGP рассказал корреспонденту Autonews.ru, что чемпионат сам собой трансформировался в очные состязания советских машин. «Для того, чтобы всерьез конкурировать с другими участниками, мне пришлось бы серьезно переделывать свой ретро-кар, а мне хотелось сохранить его в оригинальном состоянии. Кроме того, в условиях масс-старта машину можно было легко повредить», — объяснил гонщик. Зато теперь, говорит он, гонки стали более зрелищными и доступными для участников.
Даниил Селиванов, владелец двух гоночных «Москвичей», тоже решил сохранить оригинальный автомобиль, но от участия в гонках не отказался. «По результатам участия в MCGP 2015 сделал выводы о том, что из зачета тайм-аттак на будущий год нужно переходить в спорт и соревноваться всерьез. А так как корчевать серого 412-го с вваркой каркаса очень жалко ввиду его достойного состояния, было принято решение о покупке второго «Москвича» для создания полноценного бескомпромиссного спортивного болида», — рассказал гонщик историю приобретения модели 2140.
В системе MCGP разыгрываются кольцевой чемпионат Moscow Classic GP, Кубок Страны и Кубок Дружбы. Первый — личный зачет по результатам трех этапов, второй учитывает результаты среди граждан России, показанные на российских трассах, а третий имеет статус международного. Сами гонки проходят на трассе Moscow Raceway, Нижегородском и Смоленском кольцах, а также в прибалтийском Бикерниеки.
Каждая гонка проходит в два заезда: в первом машины занимают стартовые позиции по результатам квалификации, а во втором — по результатам первого. Позиции на финише приносят очки в копилку пилота и его команды. Командный зачет ведется отдельно. Сейчас в MCGP есть семь команд, в каждой из которых ездят 3-5 машин. Неофициальных объединений гораздо больше — командой может называть себя просто группа единомышленников, строящих одну единственную машину.
Помимо основных заездов во время гоночных уик-эндов публику развлекают заезды моносерий Mitjet и Legend, в которых ездят одинаковые с технической точки зрения автомобили. Кроме того, на площадки MCGP приезжают клубы любителей классических автомобилей, устраивая свои неформальные выставки.
Помимо спортсменов-любителей в гонках участвуют гонщики-ветераны, самому возрастному из которых больше 80 лет. Приезжают и современные звезды, например, Михаил Алешин или Наталья Гольцова, которая постоянно ездит в серии РСКГ. Кроме россиян в MCGP ездят пилоты из Германии, Латвии, Беларуси и Украины.
Большинство участников воспринимают гонки MCGP как развлечение и возможность отвлечься от повседневных забот. «Гоночный уикенд — достаточно сильное эмоциональное событие, которое резко выдергивает человека изо всех его жизненных ролей, амплуа, обязательств, бытовых и рабочих проблем», — говорит владелец жигулевской «пятерки» Андрей Мусаев.
Гонщик под ником Asfaltych, владеющий ВАЗ-2103, пишет в своем блоге на портале Drive2: «Глядя на очередную возню выходного дня, мой близкий друг заметил, что 25 лет назад ситуация, при которой мы ездим на BMW и специально покупаем очень старые «Жигули», чтобы было чем занять руки в выходные, показалась бы нам по меньшей мере странной».
Но самый большой заряд эмоций, рассказывает Андрей Мусаев, гонщики получают на трассе. В своем блоге он красочно описывает свои переживания во время первых этапов: «Из-за волнения правая нога задрожала, и я слишком сильно нажал на «газ», — обороты подскочили. Я на мгновение опустил взгляд на тахометр и приотпустил «газ», чтобы стабилизировать обороты. В этот момент погасли красные огни светофоров, и я проспал старт».
Специфичность гонкам придает и некоторая архаичность гоночных автомобилей, а особую остроту заезды приобретают на скользкой трассе. «Волги» мели хвостами в каждом повороте, даже когда трасса стала подсыхать. За несколько кругов ребята вынесли на трассу столько грязи с придорожья, что было ощущение, будто мы не в кольце, а в ралли едем. «Москвичам» было чуть полегче, и за счет своих двухлитровых моторов они уезжали от меня на прямых», — вспоминает Андрей Мусаев.
Аварии гонщиков не смущают, поскольку запчасти дешевы, а найти их не составляет труда. Говорят, что существует кодекс поведения гонщика, но по факту на трассах контактной борьбы, что лишь придает гонкам зрелищности.
Машины-участницы делятся на два десятка зачетов, в зависимости от конструкции, возраста и формата заездов. Старые иномарки ездят в зачетах янгтаймеров, олдтаймеров и ветеранов, причем, как и прежде, в формате тайм-аттак без контактной борьбы. Но основную массу составляют советские автомобили, которые также делятся в зависимости от уровня подготовки.