В минувшие выходные в Китае финишировал ралли-рейд «Шелковый путь» — изнурительная гонка протяженностью в две недели. За это время участники преодолели более 9 тыс. км по бездорожью России, Казахстана и Китая: марафон стартовал в Москве 7 июля, а завершился в Сиане 22 июля.
Этот ралли-рейд должен был стать российским ответом «Дакару» — таким же трудным и романтичным, как культовый ралли-рейд в Южной Америке. Вместо аргентинских пампасов — казахская степь, вместо чилийской Атакамы — китайская пустыня Такла-Макан.
Погода внесла свои коррективы в этот план: дожди, от начала до конца сопровождавшие маршрут «Шелкового пути», привели к отмене части «допов». Впрочем, сокращение дистанции не сделало гонку проще. Напротив, «Шелковый путь»-2017 стал крайне сложным и изматывающим испытанием, выдержать которое смогли всего 39 экипажей из 54 стартовавших участников.
«Спасибо, что привезли нам русское лето», — крикнул зритель «Шелкового пути» из Китая и Казахстана участникам ралли-рейда. Словно по чьей-то злобной заявке, непогода перемещалась по маршруту марафона день в день с участниками: дожди заливали и спецучастки, и дорожные секции один за другим. То, что задумывалось как брод, превращалось в грязевую ванну для автомобилей. Грунтовые стоянки для грузовиков становились коричневым месивом, выезд из которого оказывался целым испытанием.
В какой-то момент бивуак накрыла буря, которая едва не унесла шатры, разбитые организаторами: в таких шатрах обычно размещаются столовая, пресс-центр и медицинская служба гонки. На въезде в Китай ливни временно отступили, но в завершающей части «Шелкового пути» непогода вернулась. Из-за штормового предупреждения администрация ралли-рейда сократила один из спецучастков, а финальный соревновательный день и вовсе был отменен.
Холодный прием стал неприятным сюрпризом для многих участников. В прошлые годы «Шелковый путь» приучил спортсменов к тому, что справляться им нужно с изнуряющей жарой. На сей раз пилоты жалели, что в их машинах нет печки.
Типично русская погода и сложный маршрут помогли команде «КАМАЗ-мастер» одержать ожидаемую победу в ралли-марафоне. Конкуренты устранились сами. Для начала свой тягач спалил Мартин ван ден Бринк, выступавший на Renault. Следом за ним из борьбы выбыл Алеш Лопрайс на Tatra — чех сошел с дистанции на девятом этапе. Новый грузовик Жерара де Рой не выдержал и нескольких дней: подвеска под кабиной Iveco треснула на одном из первых спецучастков, вынудив голландца свернуть с «боевой» дистанции на асфальтовый перегон. Де Рой так и доехал до финиша в расслабленном режиме: итоговый штраф Жерара за многочисленные смены узлов достиг рекордных 307 часов, а общее отставание от победителя составило 321 час 25 минут и 54 секунды.
После многочисленных сходов единственным конкурентом команды «КАМАЗ-мастер» остался Мартин Коломы на Tatra. Чех честно боролся до четвертого этапа включительно: пока гонка не въехала в Казахстан, Мартин возглавлял грузовой зачет с 20-минутным преимуществом над КамАЗами. Стоило «Шелковому пути» миновать Астану, как удача отвернулась от последнего соперника российского коллектива. На пятом спецучастке Коломы потерял 40 минут из-за собственной ошибки, а на десятый день гонки у его Tatra лопнула покрышка: спортсмен финишировал буквально на трех колесах.
Надежду на успех похоронил 12-й спецучасток с множеством дюн: неудачное приземление с одного из барханов имело фатальные последствия для грузовика Коломы. Помощники Мартина все же смогли починить его Tatra, однако отставание чеха в общем зачете достигло неприличных 112 часов — пожалуй, самый быстрый оппонент КамАЗов финишировал лишь на 11-й строчке.