Премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручения ряду ведомств проработать вопросы эксплуатации беспилотных транспортных средств, электрокаров и газомоторных автомобилей. Так, в рамках отраслевой ассоциации «Автонет» должны быть решены вопросы телекоммуникационной инфраструктуры для беспилотного транспорта, а также юридические аспекты его эксплуатации.
Ряду технических ведомств поручено разработать стандарты для АЗС и зарядных станций. Юридические и транспортные ведомства Медведев обязал навести порядок с правами для водителей электрических автобусов. А экономическим и финансовым министерствам поручено включить в Стратегию развития автопрома до 2025 г. положения о газомоторной технике.
Чиновники уверены, что для беспилотников нужны умные дороги с датчиками и информационными системами. Технически ехать в трафике, следить за знаками, придерживаться разметки и адекватно реагировать на действия пешеходов автомобили способны уже сейчас, однако электроника хуже работает в темное время суток и при плохих погодных условиях.
Еще в феврале федеральное дорожное агентство Росавтодор заявило о планах подготовить российские дороги для беспилотников и установить на них ряд электронных устройств. Сейчас технология проходит тесты в Финляндии, а концу года в соответствии с ней должны были подготовить один из участков платной трассы М11 из Москвы в Санкт-Петербург. Именно на этом участке и начнутся официальные испытания беспилотников на дорогах общего пользования.
Сами производители не ждут поддержки государства в этом вопросе и полагаются на возможности собственных систем искусственного интеллекта, которые будут работать на данных радаров и оптических камер. Именно такой подход исповедует компания Cognitive Technologies, разрабатывающая системы автономного управления для КамАЗа.
Для испытаний в городских условиях будут создаваться полигоны, имитирующие естественную среду мегаполиса с парковками, переходами и автобусными остановками. Первый такой полигон организован на территории столичного технопарка Калибр. Это небольшая трасса длиной около 400 м с дорожными знаками и круговым движением, где сейчас ездит автобус Matrёshka. Кроме того, доступ на полигон откроют студентам московских вузов с их собственными проектами.
Вывести беспилотники на дороги общего пользования мешает отсутствие законодательной базы. Изменения придется вносить не только в ПДД, но и в уголовный и гражданский кодексы, а также страховое законодательство, чтобы прописать ответственность за возможный ущерб, причиненный беспилотным транспортом. Изменения в гражданский кодекс коснутся понятия доверенности на право управление беспилотником и приравняют его к понятиям автомобиля, транспортного средства и источника повышенной опасности. Кроме того, такой автомобиль наделят статусом имущества.
В российских законах «О безопасности дорожного движения» и ОСАГО также появится определение беспилотника. В предварительной редакции беспилотным транспортным средством называется механическое транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия водителя. Кроме того, законодатели намерены описать процесс движение беспилотника как управление автомобилем с системой искусственного интеллекта без помощи водителя.
На первом этапе законодательство разрешит использование беспилотников только при наличии в кабине водителя, который в случае необходимости сможет взять управление на себя. При этом вся ответственность за возможные ДТП будет лежать именно на водителе. Однако в течение нескольких последующих лет законодательство снова придется менять, когда необходимость контроля электроники полностью отпадет.
Согласно первоначальному проекту, беспилотный автомобиль помимо системы ручного управления должен будет иметь видеорегистраторы и «черный ящик» для записи параметров движения. При этом эксплуатация беспилотника с неисправными или грязными видеокамерами и датчиками будет запрещена. Кроме того, беспилотное транспортное средство должно будет иметь соответствующие опознавательные знаки.
Инфраструктуры для зарядки электромобилей в России фактически нет, и подтолкнуть ее развитие можно только законодательно. C 1 ноября 2016 г. все придорожные заправочные станции должны оснащаться зарядками для электромобилей, однако фактически это требование не выполняется, поскольку наказания за нарушение нет. Поэтому же заинтересованным регионам приходится развивать инфраструктуру самостоятельно.
Московские власти регулярно обещают увеличить количество электрозаправок, но из года в год ситуация не меняется. Актуальные планы обещают довести их число до 200 вместо нынешних 80. Кроме того, столичные власти и Министерство энергетики готовят поправки в градостроительный кодекс, согласно которым ни один новый торговый центр не может быть сдан в эксплуатацию без оборудования для зарядки электромобилей.