В Москве появились парковочные места для электромобилей, куда запрещено ставить машины с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Такие стоянки обозначаются новыми знаками уменьшенного размера с символом электромобиля в правом нижнем углу.
Нововведение вызвало непонимание у автомобилистов, а некоторые уже получили штрафы за парковку под знаком. И это не единственная парковочная ловушка, в которую водитель может попасть по невнимательности или из-за незнания нюансов ПДД. Водитель может временно лишиться автомобиля или получить большой штраф, даже полностью оплатив время стоянки.
Сразу после того, как в ПДД внесли понятия «электромобиль» и «гибридный автомобиль», в центре Москвы появились выделенные парковочные места для электрокаров, расположенные рядом с зарядными станциями. Цель — обеспечить доступность зарядной инфраструктуры.
По информации столичного дептранса, к концу 2018 г. в Москве будет 157 таких мест. Пока же парковки для электрокаров расположены по семи адресам на улицах Красная Пресня, Остоженка, Бахрушина, Малая Дмитровка, Большая Бронная, а также в Глинищевском и Большом Николоворобинском переулках.
Парковка автомобиля с ДВС на месте, выделенном для электрокара, квалифицируется по частям первой и пятой статьи 12.19 КоАП РФ. Штраф в Москве составляет 2 500 руб., причем машину могут отправить на штрафстоянку. При этом сами электромобили по-прежнему можно бесплатно парковать не только на выделенных местах, но и на обычных платных.
В конце 2014 г. в Москве появились парковки, предназначенные только для разгрузки грузовиков. Такие стоянки обозначены кодом, начинающимися на 50, и стоят 1000 руб. в час, начиная с 31-й минуты. Места обозначаются табличкой с изображением грузовика, и легковым машинам парковаться на них нельзя даже с оплатой стоянки. Наказание, как и в случае с электромобилями, предусматривает штраф в размере 2 500 руб. и возможность эвакуации.
Табличка «Только для владельцев резидентных разрешений» позволяет парковаться местным жителям, машины которых внесены в электронный реестр. Чужаки даже в случае оплаты парковки рискуют получить штраф в размере 2 500 рублей. Как и местные при дневной парковке, если их резидентное разрешение действует только в ночное время суток. Напомним, что возможность бесплатно парковаться с 20:00 до 08:00 в районе места жительства автомобилист может получить, подав запрос на сайте госуслуг, а за право круглосуточной парковки ему придется заплатить 3000 рублей.
Парковка на полукруглой разметке, обозначающей начало и конец зоны легальной платной парковки, категорически запрещена. Обычно такую разметку рисуют вблизи перекрестков или выездов из дворов, а запрет связан с тем, что стоящий на ней автомобиль может помешать проезду других.
За создание помех пункт 4 статьи 12.19 КоАП предусматривает наказание в размере 2 000 руб., но в Москве и Санкт-Петербурге штраф составляет 3 000 рублей. И это тот самый случай, когда эвакуаторщики могут забрать автомобиль на штрафстоянку, даже если на улице не установлена табличка 8.24 «Работает эвакуатор».
Пытаясь избежать платы за стоянку, автомобилисты часто используют места между разметкой парковочной зоны и знаком «Стоянка запрещена». Типичный пример — парковка машины на дуге поворота, где нет никакой разметки. Формально это действительно стоянка вне зоны платной парковки, однако автомобиль в таком случае чаще всего нарушает какое-либо другое правило. Например, парковка в повороте запрещена, и санкции за такую стоянку могут в точности соответствовать созданию помех для движения других транспортных средств: 3 000 руб. штрафа и эвакуация.
Лазейка состоит в том, что автомобильные «Парконы» не всегда могут корректно распознать такую парковку, однако пеший инспектор МАДИ или сотрудник ГИБДД вполне могут зафиксировать нарушение и вызвать эвакуатор.
Незаконная парковка на месте для инвалида сулит самое суровое наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб. и эвакуацию, причем статья 12.19 КоАП ч.2 предусматривает такие меры не только в Москве и Санкт-Петербурге. Значок инвалида под стеклом не спасет — вставать на выделенные места могут только машины, внесенные в специальный городской реестр, причем с установленным знаком и наличием у водителя или сопровождаемого им лица справки об инвалидности.
Еще один нюанс касается зоны действия знака «Инвалид» в случае отсутствия разметки: 3,6 м по ширине, либо 2,5 м вправо и влево от стойки дорожного знака — то есть, по одному месту с каждой стороны знака.
Сами инвалиды могут бесплатно парковаться только на выделенных им местах, а на обычных обязаны оплачивать стоянку на общих основаниях. Кроме того, инвалидам разрешено отступать от требований некоторых знаков ограничения движения и парковаться в зоне действия знаков 3.28, 3.29 и 3.30, запрещающих стоянку полностью, либо по четным и нечетным числам месяца.
Знаки 3.29 и 3.30, регламентирующие стоянку по четным и нечетным дням, встречаются редко и остаются самыми непонятными для автомобилистов. Особенно из-за так называемого времени перестановки: с 19:00 до 21:00 автомобили могут стоять на обеих сторонах проезжей части, а после девяти вечера должны сменить дислокацию. В Москве ошибка обойдется в 2 500 руб., и не исключено, что неправильно стоящую машину могут посчитать помехой с последующим вызовом эвакуатора. Однако в столице почти не осталось таких знаков. Стоит отметить, что кратковременная остановка в местах действия этих знаков не запрещена.
Способ постановки машины на стоянку определяется табличкой под знаком, а если ее нет, то ставить машину можно только параллельно тротуару, и никак иначе, даже если ширина дороги допускает иное расположение транспортных средств. Аргумент «так все паркуются» на инспекторов не подействует, и они совершенно законно выпишут протокол на 2 500 рублей. Более того, машину, стоящую под углом или перпендикулярно тротуару, могут посчитать помехой для других с последующим вызовом эвакуатора, и в этом случае соответствующая табличка тоже не требуется.
Еще легче ошибиться, паркуясь по разметке, которая противоречит знакам. Знак всегда является приоритетным, а разметка может оказаться устаревшей. Самая сложная ситуация возникает, когда таблички со способом парковки нет — в этом случае водитель обязан парковаться вдоль тротуара, хотя на асфальте может быть нанесена косая разметка.
Во всей стране остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 м перед ним, либо на тротуаре, где это не предусмотрено, влечет наложение штрафа в размере 1000 руб., но для Москвы и Санкт-Петербурга планка повышена до 3000 рублей. То же касается и остановок общественного транспорта, зона которых ограничивается не только зигзагообразной разметкой, но и 15-метровой зоной от нее, либо той же зоной от знака остановки. При этом на остановочных пунктах разрешено высаживать или сажать пассажиров.
Стоянка автомобиля без номерных знаков не запрещена, и это известная лазейка для тех, кто не хочет платить за парковку. Тем не менее, с начала мая московские власти начали эвакуировать машины без номеров или с нечитаемыми табличками, руководствуясь регламентом Антитеррористической комиссии города. Такие автомобили перемещают на штрафстоянки из 400-метровой зоны от станций метро, остановок и общественных мест.
По регламенту, автомобили без номеров должны проверяться сотрудниками правоохранительных органов и возвращаться владельцу бесплатно. Такие машины отвозят на стоянки на Южнопортовой улице и в проезде Энтузиастов, где для них выделены отдельные места. Чтобы забрать свой автомобиль, владельцу потребуется предъявить водительское удостоверение и паспорт транспортного средства. Но стоит иметь в виду, что автомобиль, у которого номеров нет вовсе, не может выехать за пределы стоянки самостоятельно.
Для того, чтобы получить штраф за парковку на газоне, достаточно наехать на зеленые насаждения одним колесом. Размер штрафа регионы пока устанавливают самостоятельно, и в Москве они самые жесткие. По статье 8.25 административного кодекса столицы владелец машины заплатит 5 000 руб., должностное лицо — 30 000 руб., а организации выпишут аж 300 000 руб. штрафа. Сотрудники ГИБДД редко занимаются такими нарушениями, но машина имеет все шансы попасть в объектив смартфона какого-нибудь неравнодушного гражданина.
Не исключено, что вскоре штраф за парковку на газоне будет регулироваться единым федеральным законом. Законопроект предусматривает изменения в КоАП РФ и штраф в размере 1500-5000 руб. за проезд или стоянку транспортных средств на газонах и других озелененных территориях, а также наделяет правом наказывать полицейских участковых.
Эвакуировать машину могут даже в случае, если она припаркована по всем правилам. Столичные муниципальные службы иногда практикуют перемещение транспортного средства при проведении дорожных работ или массовых мероприятий. В таком случае машину просто переставляют на соседнюю улицу, а найти ее можно по телефону горячей линии.
Занимается этим отдельная Городская служба перемещения транспортных средств, которая не контролирует соблюдение ПДД и не имеет отношения к штрафстоянкам. Эвакуаторы оранжевого цвета работают по заявкам чиновников комплекса ЖКХ и помогают им освобождать дорогу при необходимости.