Правительство России в 2018 г. намерено вновь повысить акцизы на топливо. Как объявил министр финансов России Антон Силуанов, повышение акцизов на бензин и дизтопливо произойдет в два этапа: 1 января и 1 июля акцизы будут увеличиваться на 50 коп. за литр. Чиновники говорят, что деньги пойдут на строительство дорог, а эксперты рынка ожидают закономерного повышения розничных цен.
При повышении акциза на 50 копеек за литр стоимость топлива в рознице может увеличиться примерно на 60 копеек. Дополнительный доход государства при двух повышениях составит не менее 40 млрд рублей. Эти средства будут направлены на строительство трассы «Приморское кольцо» в Калининградской области, трассы «Таврида» в Крыму и дорог на Дальнем Востоке.
В 2016 и 2017 гг. акцизы на бензин уже увеличивались, что каждый раз приводило к росту розничных цен, напоминает генеральный директор «АвтоСпецЦентр» Сергей Ворновский. По его данным, в 2016 г. повышение розничных цен составило около 1,6 руб./литр, а к концу 2017 г. эксперт ожидает повышения стоимости литра бензина на 1,3 руб., а дизтоплива — на 2,3 руб. только из-за акцизов.
Кроме того, розничная цена топлива растет еще и из-за инфляционных факторов. В середине лета средневзвешенная цена бензина АИ-95 в России перешагнула психологическую отметку в 40 руб., и продолжает постепенно расти. По мнению экспертов Минэнерго, к концу года прибавка составит 2,7-2,8 рубля за литр по сравнению с уровнем 2016 года. Однако резкого роста розничных цен ждать все-таки не приходится. «Стоимость повышается с началом действия акцизов в июне-июле каждого года, а затем немного снижается осенью. В среднем в год цены на топливо прибавляют 10-15%», — отмечает эксперт.
Сергей Ворновский уверен, что решение о двухступенчатом повышении акцизов в 2018 г. в первую очередь ударит по нефтяным компаниям, которые занимаются переработкой сырья, что связано с ростом налоговой нагрузки при низкой рентабельности переработки. Профильные специалисты согласны с этим мнением, но прогнозов роста стоимости топлива стараются избегать, говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко: «У нас запрет на такие прогнозы. Мы не вправе прогнозировать, поскольку тем самым так или иначе участвуем в предопределении цены». Сам специалист при этом уверен, что производители топлива не останутся внакладе, а вот розничным продавцам придется затянуть пояса.
Акцизы государству, объяснил Сергиенко Autonews.ru, платит производитель топлива. «МПЗ выпустил какие-то объемы топлива, на них должен платить акциз в бюджет. Неизвестно, продал или нет, но акциз должен заплатить. Проблема в том, что такая схема опустошает оборотные ресурсы», — говорит он.
Производитель автоматически будет включать акцизы и НДС на них в оптовую цену топлива, а дальше все будет зависеть от политики розничного продавца. На рынке работают как фирменные АЗС нефтяных компаний, так и независимые продавцы. Первые, говорит Сергиенко, не ставят задачу увеличения прибыли и могут попытаться удержать розничные цены.
«В системе компании перед розницей ставят цели по объемам реализации, а не зарабатывании денег. Так делают почти все крупные компании, кроме независимого Лукойла. С учетом того, что ФАС ставит задачу не повышать цены выше уровня инфляции, им приходится лавировать. И фирменные АЗС могут работать с нулевой доходностью или даже отрицательной», — уточнил Сергиенко.
Независимый продавец, напротив, в этих условиях вынужден будет повысить цены, поскольку ему нужно сохранить рентабельность. «Повышение акцизов выводит из равновесия сложившиеся ценовые паритеты. Фактически с рынка выдавливает независимую розницу», — отмечает исполнительный директор Российского топливного союза. Кроме того, говорит специалист, во многих регионах власти проводят сознательную политику регулирования розничных цен, что опять-таки вызывает сложности у розничных продавцов.
Идея повышения акцизов на топливо рассматривается правительством не в первый раз, но прежде речь шла о том, чтобы заменить акцизами транспортный налог. С таким предложением выступали спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, депутаты от ЛДПР Игорь Лебедев и Ярослав Нилов, а также вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. На сохранении транспортного налога, утверждал Дворкович, настаивали губернаторы, поскольку налог составляет заметную часть местных доходов. Сейчас каждый регион самостоятельно устанавливает базовые ставки транспортного налога в зависимости от уровня доходов населения и может регулировать объемы поступлений в местные дорожные фонды.
Депутат Госдумы и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков напоминает, что идея включения налога в стоимость топлива работает во всех развитых странах и настаивает на его отмене. «Более сотни развитых стран получают налоги его в виде акцизов, а мы никак не придем к этой системе. Если мы включим налоги в стоимость топлива, это еще и сэкономит денег на потерях фискального аппарата, почтовых рассылках, взысканий и судебных процессах», — говорит парламентарий.
Индексация акцизов, по мнению Лысакова, принесет в бюджет даже больше, чем искомые 40 млрд рублей. Запланированное повышение способно мгновенно компенсировать отмену транспортного налога, утверждает депутат: «Чтобы компенсировать выпадающую часть бюджета при отмене транспортного налога, достаточно повысить стоимость топлива на 1 руб., что даст бюджету свыше 100 млрд рублей».
Тем не менее, на отмену налога правительство никак не решится, сетует депутат: «Минфин подходит по-бухгалтерски: взять там, где можно быстро получить. Получается, что если у человека есть автомобиль, его можно обременять до бесконечности, не глядя на социальные последствия таких решений». Для пополнения бюджета Лысаков предлагает использовать другие механизмы. «Президент говорил, что не надо выдумывать новые налоги. А акциз — это именно налог. Хотя лучше заняться, например, оптимизацией госзакупок, там можно сэкономить сотни миллиардов», — подчеркнул политик.