Будущую профессию часто выбирают по совету родителей или вообще случайно, но лишь спустя много лет удается найти свое истинное призвание. Такие метаморфозы случаются и с автомобилями. Созданный в конце 1950-х как военный внедорожник, Mini Moke стал популярным пляжным багги у золотой молодежи и многочисленных туристов.
Компания Moke USA взялась продвигать возрожденный проект в Соединенных Штатах. Корреспондент Autonews.ru встретился с управляющим партнером компании Джоном Тимерьяном и узнал подробности об автомобиле со сложной судьбой.
История Mini Moke началась с технического задания британской армии, которая нуждалась в легком десантном внедорожнике, способном парашютироваться с самолета и перевозить группу солдат по пересеченной местности. За разработку взялись сэр Алек Иссигонис и Джон Шэппард из British Motor Corporation, которые создали знаменитый и культовый автомобиль Mini. Это была попытка откусить немного военного «пирога» у компании Land Rover.
Первый экземпляр под кодовым названием The Buckboard увидел свет в 1956 году. Это был легкий четырехместный багги без крыши и дверей. Технические решения и агрегаты были взяты от Mini, что во многом и предопределило врожденные недостатки автомобиля: слабый мотор, маленькие колеса и низкий клиренс.
В качестве работы над ошибками был спроектирован прототип с двумя двигателями, полным приводом и сложной системой синхронизации, который мог подниматься на 45-градусные уклоны, но даже это проблему проходимости не решило. Военные протестировали внедорожник в суровых условиях песков, водных преград и каменистой местности, что продемонстрировало его абсолютную беспомощность.
Были и плюсы: простая конструкция, легкое обслуживание, низкий расход топлива и малый вес. Причем снаряженная масса была настолько малой, что один человек мог поднять заднюю часть автомобиля, а если машина застряла, четверо могли бы даже ее перенести.
Полноприводный вариант позже показывали американские военным, но тоже безуспешно. Только британский королевский флот проявил хоть какой-то интерес к новинке в качестве транспортного средства для использования на палубах авианосцев.
Когда фирма BMC оставила попытки продать проект военным, было принято решение предложить модель на рынке в качестве легкого коммерческого автомобиля для фермеров под названием Mini Moke (в переводе — «Осел»).
Первый Mini Moke был выпущен в январе 1964 г, на заводе British Motor Corporation Longbridge в Бирмингеме, Англия. Mini Moke оснащался двигателем объемом 848 см3, мощностью 34 л.с., способным разгонять машину до 105 км/ч, четырехступенчатой коробкой передач, приводом на переднюю ось и маленькими 10-дюймовыми колесами, а единственный вариантом расцветки был фирменный британский «еловый зеленый».
Однако британские чиновники решили, что автомобиль подпадает под классификацию пассажирского автомобиля, что привело к существенному подорожанию и, как следствие, низкому спросу, т.к. базовая версия оценивалась в 405 фунтов.
Неожиданно для самих создателей Mini Moke стал символом британской золотой молодежи, любившей использовать его для загородных поездок и пляжных прогулок, хотя массовым он так и не стал. Из 14 518 выпущенных в Англии автомобилей только 1500 нашли покупателей внутри страны, а остальные отправили на экспорт, поэтому в 1968 г. производство в Англии пришлось свернуть.
Тем временем производство наладили в Австралии, где он приглянулся местным покупателям в качестве доступного «проходимца». Изначально автомобиль продавался под маркой Morris Mini Moke, а с 1973 г. стал носить имя Leyland Moke. За время производства в конструкцию были внесены изменения. В частности, колеса были заменены на 13-дюймовыми с более длинными задними рычагами, что сделало автомобиль более практичным на легком бездорожье.
То, что помешало Mini Moke в армейской карьере, а именно подвеска и двигатель от Mini, стало его преимуществом на «гражданке». Ведь управляется Moke так же задорно, как и Mini. Небольшая масса и низкий центр тяжести превратили его в четырехместный карт.
В рекламных целях австралийский производитель даже принял участие в ралли из Лондона в Сидней, в рамках которого Moke проехал более 30 тыс. км за 30 дней. За время путешествия у автомобиля было всего две поломки: трещина во впускном коллекторе и сломанная полуось. Из 75 участников до финиша добрались только 49, а Moke удалось завершить гонку на 35-м месте.
Австралийские «ослы» поставлялись и на экспорт. В частность, в Сиднее выпускался вариант под названием «Moke. Special Export», который имел неофициальное прозвище «калифорниец». Эта версия предназначалась для рынка США, имела двигатель объемом 1275 см3, другой топливный бак под багажником, комплектовалась другими фонарями и фарами под американские стандарты. Экспортный вариант был легко узнаваем по крыше и сиденьям, отделанными винилом, а особый цвет «оранжевый Бали» полюбился американским пацифистам, что сделало его культовым автомобилем.
Производство в Австралии продолжалось до начала 1982 г., и в итоге было произведено около 26 тыс. автомобилей. До сих пор в этой стране можно найти много фанатов Mini Moke — машины неплохо ценятся на вторичном рынке. Среди объявлений о продаже встречаются экземпляры по цене от 9 до 20 тыс. австралийских долларов (от 7 до 16 тыс. американских). В продаже даже есть один экземпляр за 49 тыс. австралийских долларов (39 200 долларов США) с пробегом всего 472 километра.
В 1983 г. производство возобновилось в Португалии, где первоначально использовалась последняя австралийская версия, но в 1986 г. конструкция была немного изменена. Сменяя владельцев, сборка продолжалась до 1993 года. Совокупно с конвейера в Португалии сошло около 10 тыс. автомобилей.