Столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) рекомендовал московским автовладельцам сменить резину на зимнюю. В своем сообщении ведомство напоминает о грядущем похолодании — в последние дни недели температура несколько раз пересечет нулевую отметку, создав предпосылки для образования гололеда.
В ЦОДД попросили автовладельцев быть предельно внимательными за рулем, напомнили об увеличении тормозного пути и недопустимости резких маневров на скользкой дороге, а также о возможных очередях в шиномонтажные мастерские. Кроме того, отметили в ведомстве, столичные дороги уже помыли специальным шампунем — это обязательная процедура перед наступлением зимы, благодаря которой повышается эффективность противогололедной обработки улиц.
ЦОДД вовсе не торопится — шинники и автоэксперты рекомендуют производить сезонную смену резины, когда температура воздуха падает ниже отметки 7 градусов по Цельсию. Ниже этой температуры летняя резина теряет эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте, выше начинается усиленный износ более мягкой зимней резины. Ждать стабильных заморозков не стоит еще и потому, что уже сейчас ночью и утром возрастают риски неожиданного появления гололеда и снега, при которых летняя резина оказывается беспомощной. Кроме того, осуществить замену как можно скорее имеет смысл еще и ради того, чтобы избежать очередей в мастерских. На состояние дорожного полотна и поведение машины преждевременная замена практически не повлияет.
От летних шин зимние отличаются более глубоким протектором с развитыми грунтозацепами и множеством ламелей, помогающих шине цепляться за лед. Но существует и официальное определение, прописанное в законодательных документах. Согласно Техрегламенту стран Таможенного союза, зимняя резина маркируется знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри, а также знаками «М+S», «M&S», либо «M S».
Документ устанавливает и степень предельно допустимого износа для зимней резины — глубина протектора не должна быть менее 4 мм, что соответствует требованиям большинства европейских стран. Кроме того, регламентируется степень ошиповки для шипованной резины: предельное число шипов на погонный метр протектора не должно превышать 60 штук, а большее число допускается лишь после проведения специальных испытаний, который докажут незначительность влияния на износ дорожного покрытия. Более того, есть даже норматив по весу шипа и его выступу (для легковых шин — 1,2 мм +/- 0,3 мм), однако большинство массовых моделей зимних шин удовлетворяют всем этим требованиям.
С 1 января 2015 г. Технический регламент стран Таможенного союза регламентирует использование сезонной резины. Требования документа предусматривают обязательное использование зимних шин с декабря по февраль включительно, а также вводят запрет на использование шипованных покрышек в летний период с июня по август. Причем эти границы каждый регион может корректировать самостоятельно.
Однако наказания за неисполнение требований техрегламента в России пока нет. Чиновники рассматривали ряд законопроектов, самый жесткий из которых предусматривал штраф в размере 10 тыс. рублей. Более лояльный вариант ограничивался штрафом в размере 2 тыс. рублей. Документ должны были принять еще в конце прошлого года, но никаких изменений в КоАП РФ принято до сих пор не было. Теоретически использование неподходящей резины попадает в категорию прочих нарушений со штрафом в 500 руб., однако практики применения такого наказания за неправильные шины в России нет.
Обозначение типа 195/65 R16 82T содержит информацию о размерности шины, то есть диаметре, ширине и высоте протектора. В данном случае 195 — это ширина протектора в миллиметрах, 65 — отношение высоты профиля к ширине в процентах (высота шины составляет 65% от 195 мм, то есть 127 мм). R — это тип шины (радиальная), 16 — диаметр (а не радиус, как принято считать) обода в дюймах. Цифра и буква в конце шифруют индексы максимальной нагрузки и максимально допустимой скорости, в данном случае 475 кг на колесо и 190 км в час. Шины, предназначенные для автомобилей повышенной проходимости, часто маркируются буквами SUV и, как правило, имеют более высокий индекс нагрузки.
Маркировка позволяет узнать и дату изготовления шины, зашифрованную набором четырех цифр после символа DOT (например, DOT XXXX XXХХ 3512). Первые две цифры обозначают номер недели года, вторые — год изготовления.
Тип зимней резины зависит от условий эксплуатации. В регионах с холодной и снежной зимой, где дороги часто покрываются льдом, лучше остановиться на шипованной резине. Тем, кому придется в основном ездить по накатанному снегу и мокрому асфальту, стоит отдать предпочтение «липучкам». В центральных регионах страны можно ориентироваться по такому правилу: в мегаполисах, где дороги обрабатывают реагентами, можно использовать нешипованные «липучки», на загородных трассах предпочтительнее шиповки.