«Купцы быстро захватили инициативу, насытив рынок новинками иностранных фирм. Некоторые из них, например, знаменитый торговый дом «Победа» в Петербурге, предлагали сразу несколько марок автомобилей, мотоциклов, велосипедов и моторных лодок», – рассказывает историк Иван Баранцев.
Первоначально с больших автомобилей взимали более 237 руб. пошлины, а двухместных – 162 рубля. За законченную отделку кузова кожей или плюшем брали еще 20%. Плюс 2 руб. 10 коп. с пуда (16,38 кг) двигателя. Позже за 4-местную машину брали 220, а за 2-3-местную нужно было заплатить 140 рублей. Для сравнения за ввоз велосипеда нужно было выложить 30 рублей.
Зачастую автомобили ввозили без кузова – только шасси. В этом случае на них распространялась еще меньшая пошлина – 70 руб., как на грузовик. В 1907 г. ввезли 147 шасси, а в 1911-м – уже 387. Кузов же можно было заказать прямо в России, благо экипажные фабрики быстро переключились на автомобили: некоторые занимались продажей автомобилей, некоторые пытались создать собственное автопроизводство. Одни обещали привлекательные цены, другие, как «Иван Брейтигам», изысканность форм. В любом случае продукция российских кузовостроителей, как отмечал журнал «Автомобилист», отвечала «требованиям русских дорог, мостовых и климата».
Самым доступным четырехколесным видом транспорта были различные вуатюретки – двухместные колясочки с двигателем около 6 л.с. и весом полтонны. Некоторые из них, например, Peugeot Bebe авторства Этторе Бугатти напоминала уменьшенный автомобиль. Такая оснащалась 10-сильным мотором и стоила всего 1900 рублей. Николай II приобрел такую ради забавы для царевича Алексея.
Если новоиспеченного автомобилиста поначалу устраивала небольшая двухместная коляска для прогулок с женой, то постепенно он увеличивал район выездов. Приходилось катать друзей и знакомых, брать с собой багаж. Поэтому автор книги «Какой мне купить автомобиль» советовал выбирать машину с запасом. То же самое и с мощностью мотора: автовладелец постепенно привыкал к скорости 50 верст в час и уже выжимал акселератор до конца, а такая езда «весьма быстро приводит двигатель в совершенную негодность».
За автомобиль достаточной мощности и размеров нужно было выложить 5000-7000 рублей. Отечественные «Руссо-Балты» стоили как иномарки. За самое простое шасси серии К просили 4300 руб., столько же стоил самый простой Daimler. C заводским кузовом торпедо цена «балтийского мотора» увеличивалась до 5500 руб., а ландоле и лимузин обходились минимум в 6300 рублей.
Руководство РБВЗ объясняло дороговизну высокими пошлинами на станки и некоторые сорта стали, и подобно современным российским заводам требовало господдержки и заградительных пошлин на ввоз автомобилей. Спортивный Mercedes с 6-цилиндровым двигателем мощностью 95 л.с стоил 12500 руб., императорский Delaunay-Belleville, сделанный по индивидуальному заказу, почти вдвое дороже.
Более дорогие и спортивные модели вместо деревянных колес могли оснащаться спицованными, некоторые производители предлагали их в качестве опции.
«Единственный недостаток металлических проволочных колес – то, что их гораздо труднее держать в чистоте. Кроме того, многие лица находят эти колеса некрасивыми. Это объясняется тем, что глаз еще не успел привыкнуть к металлическим колесам. На тяжелых закрытых автомобилях деревянные колеса, пожалуй, производят лучшее впечатление своей большей массивностью, но на открытых автомобилях проволочные металлические колеса следует безусловно предпочесть колесами деревянным».
Н.Г. Кузнецов «Какой мне купить автомобиль», 1914
Вместо ацетиленовых фар любой автомобиль можно было оснастить электрической системой освещения: американская стоила 150 руб., а французская – 350-400 рублей.
На 100 км пути автомобильный мотор потреблял 0,5-1,5 масла. Отдельная статья – карбид для ацетиленовых фонарей. В итоге без учета ремонта в год российский автовладелец тратил более 2 000 рублей.
Автор книги «Какой автомобиль купить» инженер Николай Кузнецов советовал менять машину через пять лет. К этому времени пробег достигал 50-80 тыс. км., и требовал серьезного ремонта, начинались простои и серьезные расходы. Пятилетний автомобиль можно было продать примерно за 20-30% от покупной цены, однако больше всего он обесценивался не от пробега, а от количества лет с момента выпуска. То есть модель 1912 г. с пробегом 60 000 верст ушла бы быстрее, чем автомобиль с вдвое меньшим пробегом, но 1908 года выпуска. Двигатели новых машин были тише и экономичнее, подвеска лучше, а кузова легче.
Старый автомобиль можно было сдать продавцу в зачет покупки нового, либо отдать на комиссию в магазин или гараж. «Купить подержанную машину – все равно, что жениться на вдове: иногда выходит очень хорошо. Особенно, если можно перед покупкой разобрать ее (конечно, машину)», - советовал Петр Энгельмейер в книге «Автомобиль, мотоциклет, моторная лодка».
В то же время он предостерегал: «Если у вас нет 2000-3000 руб., то не покупайте вовсе. За 500-1000 руб. вы купите себе только огорчение».