Марсельский аэропорт, ряд тестовых Volkswagen Tiguan Allspace, быстро выбираю топ-исполнение с одним из назначенных нашему рынку моторов и скорее на маршрут. Город, трасса, горы. Но лишь тут, на смотровой площадке, обнаруживаю, что второпях захваченный автомобиль — без третьего ряда сидений. А ведь способность вместить семерых вроде бы главный плюс удлиненного кроссовера. Или нет?
История с изменением длины модели началась в Китае, где почитают машины с увеличенной базой. Ранее китайцы растянули Tiguan предыдущего поколения, а теперь и нынешний. Однако европейский офис Volkswagen считает китайскую операцию на теле кроссовера местечковой доработкой, не относящейся напрямую к Allspace.
А год назад дебютировал американский макси-Tiguan с тремя рядами сидений: причем, в США это единственный вариант кроссовера нынешнего поколения, и там его размер XL считают нормой. Именно по его подобию воплощен европейский Allspace, показанный в Женеве минувшей весной. Даже собирают машины для США и Европы на одном мексиканском предприятии. Но если Америке положен один бензиновый турбодвигатель 2,0 л (184 л.с.) с 8-диапазонной АКП, то в Европе гамма шести других моторов, и АКП для них не предусмотрены.
Внешне европейский Allspace похож на американского собрата и так же вторит стилю крупного Volkswagen Atlas. Отмечаем облицовку, капот с изгибом у передней кромки и увеличенное боковое остекление с подъемом линии в конце. Allspace побогаче в деталях, выглядит авторитетнее и престижнее обычных версий, а идентичные исполнения Trendline, Comfortline и Highline у него по умолчанию укомплектованы лучше — от внешних украшательств и размерности дисков до систем-ассистентов. Позже обещана комплектация с пакетом обвеса R-line.
Но главное — другие размеры. База выросла на 106 мм (до 2787 мм), а общая длина с прибавкой и в корме больше на 215 мм (до 4701 мм). Угол рампы уменьшился на полградуса, клиренс оставлен прежним в 180-200 мм. Как и на обычный Tiguan можно заказать передний низкий бампер Onroad или высокий Offroad, который улучшает угол въезда на семь градусов. Вообще-то, у фирмы есть и пакет для увеличения дорожного просвета, но на полноприводниках для России такого нет и не будет.
И надо же было ошибиться, взяв упрощенный 5-местный Allspace. Но вспомним растянутый по аналогичной схеме и тоже трехрядный Nissan Qashqai+2 первого поколения, который предлагали в России с 2008 года. Продажи версии составили неплохие 10% от тиража модели, и выяснилось, что Qashqai-плюс выбирали не за число мест, а за простор багажника. Наверняка и Allspace будут в первую очередь оценивать по грузовместимости.
Пинаю воздух под задним бампером — стандартный для топ-исполнения автопривод поднимает пятую дверь. Багажник у 5-местного Allspace отличный: минимальный объем больше обычного на 145 л (760 л), максимальный — на 265 л (1920 л). И для перевозки длинномеров можно сложить вперед и спинку переднего правого кресла. А вот 7-местный в проигрыше: разложенный третий ряд оставляет поклаже всего 230 л, сложенный — 700 л, максимум — 1775 л. Багажная полка у 7-местного прячется в нишу. За доплату Allspace оснастят докаткой.
И позже я сменил-таки кроссовер на 7-местный. Сдвигаю секцию среднего ряда вперед, складываю ее спинку, пробираюсь в три погибели назад. Тесно! Сидишь, подняв колени кузнечиком, и долго не высидишь. Понятно, два детских места, зато с подстаканником и лотками для мелочи. Выкарабкаться бы отсюда.
Комфортом второго ряда 7-местный Allspace похож на обычный Tiguan. Но дверные проемы шире, вход-выход легче. Диван удобнее для двоих, есть широкий центральный подлокотник с подстаканниками, на передних спинках откидные столики. Сидящему в середине помешает высокий тоннель пола. К тому же вдвоем удобнее обращаться с консолью, где кнопки температуры «третьей зоны» климат-контроля, USB-слот и розетка 12V. Но второй ряд в 5-местном Allspace еще лучше: отсутствие «галерки» позволило сдвинуть его там назад на 54 мм, что дает больше свободы.
Водительское место ничем не отличается. Что важно, мексиканской сборкой тоже. Фирменный перфекционизм в деталировке. Единственная персональная претензия — к цифровым приборам. Фантаст Хайнлайн одобрил бы графику Highline, но панель перегружена символикой. Бортовое меню предлагает выбрать ездовой режим, а в пункте Individual настройки можно задавать отдельно для подвески, рулевого и привода, а также для адаптивных круиз-контроля и головного света. Итак, «комфорт», «норма» или «спорт»?
У Allspace нет адаптации подвески и рулевого под возросшую массу, хотя по паспорту он тяжелее обычного на 100 кг, а третий ряд добавляет еще полсотни. Не чувствуется. Полноприводный макси-Tiguan (а переднеприводные в России не планируются) управляется понятно и легко, послушно заруливает в изгибы серпантинов, не требуя осаживать. Крены и раскачка малозаметны. Нюансик поправки на размер базы: мини-задержки смещения задних колес на кривую.
А плотность ходовой кажется избыточной. Даже в комфортной ипостаси тестовый кроссовер на 19-дюймовых колесах придирчив к профилю и нервно отрабатывает резкие дорожные грани. А уж в спортивном режиме и подавно. И все же обычный Tiguan вспоминается еще менее лояльным.
Европейцам предложены бензиновые моторы TSI 1,4 и 2,0 л (150-220 л.с.) и дизели TDI 2,0 л (150-240 л.с.) с 6-ступенчатыми МКП или 7-ступенчатыми роботизированными DSG. Нашему рынку адресованы двухлитровые бензиновые мощностью 180 или 220 л.с. и 150-сильный дизель — все с РКП.
Первый подопытный Allspace — со 180-сильным TSI. Мотор справляется без энтузиазма, но достойно, и нет ощущения, что полная загрузка всерьез его отяготит. Автомобиль со 150-сильным TDI кажется более энергичным, но DSG ожидаемо частит с переключениями, стараясь держаться неширокой активной зоны оборотов и порой допуская резкость. Разница в экономичности заметная: борткомпьютер бензиновой версии отчитался за 12 л среднего расхода, а у дизеля вышло на 5 л меньше. ТТХ сулят, соответственно, 7,7 и 5,9 литра. А еще Allspace — это классная шумо- и виброизоляция.
На европейских рынках Tiguan Allspace займет логичную позицию, разделяющую обычный Tiguan (он здесь дешевле примерно на 3 тыс. евро) и Touareg. А в России эту нишу должен занять среднеразмерный Teramont, и Allspace получит менее значимую роль топ-версии гаммы Tiguan. Производство в Калуге не планируется — поставки будут из Мексики, поэтому гуманных цен не ждите. Но и обычный Tiguan у нас недешев: дизельный 150-сильный — от 1 799 000 руб., бензиновый 180-сильный — от 1 909 000 рублей.