В конце 2017 г. в России был утвержден предварительный стандарт № 247-2017, который вводит новые средства организации движения. С этого момента в России появились новые дорожные знаки, хотя действующие ГОСТы остались без изменений. Норматив вводит новые таблички в порядке эксперимента и дает право использовать их на всей территории страны.
Экспериментальность стандарта означает, что он утверждается на 3 года, в течение которых будут собирать информация о практике применения новых знаков. После этого срока знаки будут утверждены окончательно, либо отклонены, если эксперимент признают неудачным. В отличие от действующего ГОСТа, который предписывает обязательное использование существующих знаков, новый регламент является добровольным, и решение об использовании экспериментальных табличек принимает местный орган власти либо владелец дороги.
Маленькие дорожные знаки, которые появились в Москве еще в прошлом году, теперь утверждены официально. Если действующий ГОСТ описывает знаки размером 600, 700, 900 и 1200 мм, то новые стандарты предусматривают также таблички размером 400 и 500 мм. Более компактные знаки позволяют избавить города от визуального мусора, сделать передвижение пешеходов более комфортным и сократить затраты на изготовление и установку табличек на 30%. В Москве на более компактный формат уже перевели знаки «Остановка запрещена», «Платные услуги» и «Парковка». Все это позволило сократить число указателей вдвое. Кроме того, некоторые дорожные знаки теперь разрешено устанавливать не на столбах, а на зданиях.
Введены новые знаки «Парковка», в которых присутствует дополнительная информация, например, о взимании платы (2), местах для инвалидов (1) или электрокаров. А сам знак может вместо символа «P» иметь обозначение рубля. Помимо уточняющих значков на знаках теперь можно размещать стрелки, указывающие направление действия. Например, стрелка на знаке парковки (3) покажет, на какой стороне дороги размещены парковочные места. Аналогично работают стрелки на табличках, запрещающих остановку или стоянку (5). Еще один вариант — знак внеуличной парковки с «домиком» (4), который обозначает подземный, крытый или отдельно стоящий паркинг. Наконец, на знаке парковки теперь можно указывать количество парковочных мест — как текстом, так и графикой.
У перекрестков с так называемой «вафельной» разметкой будут применяться знаки с перечеркнутым желтым квадратом (1). Они будут указывать на запрет въезда на перекресток в случае затора и фактически дублировать «вафельную» разметку. Такая разметка контролируется камерами, которые автоматически выписывают штраф в размере 1000 руб. за пересечение желтых линий при включении запрещающего сигнала светофора.
Еще один информационный знак должен предупредить водителей о наличии диагонального пешеходного перехода. Одновременно на светофорные столбы будут крепить разъясняющую табличку для пешеходов. При этом сам переход должен быть оснащен диагональной «зеброй» и иметь фазу светофоров, при которой разрешено только движение пешеходов.
Серия знаков, регламентирующих направления движения по полосам разметки, дополнена целым рядом более разнообразных табличек. Например, знак начала новой полосы может сразу же указывать и направление поворота с нее. Такие знаки позволят избежать ошибок водителей, когда те перестраиваются на новую полосу, не зная, что движение по ней возможно только в определенном направлении.
Небольшие изменения знаков окончания полосы позволят избежать спорных ситуаций при определении приоритета участников движения. Новые варианты более явно показывают, какая из полос является главной. Наконец, введены знаки перестроения на параллельную проезжую часть с явным указанием направлений движения и знаками приоритета. Более того, новый стандарт позволяет свободное расположение стрелок, траекторий и дополнительных знаков на табличках движения по полосам, чего раньше ГОСТ не позволял.
Принципиально новые знаки движения по полосам, которые информируют водителей о порядке организации движения на следующем перекрестке. Они аналогичны существующим, но выполняются на белом фоне и вешаются над синими знаками, заранее предупреждая водителей о том, куда именно можно ехать по каждой из полос. Такие знаки будут устанавливать на сложных перекрестках или в местах с коротким расстоянием между соседними перекрестками, а также там, где условия не позволяют повесить растяжку со знаками в нужном месте.
Во-первых, стандарт вводит знак выделенной трамвайной полосы (1), который будут вешать над обособленными разметкой путями для дополнительного информирования водителей о запрете движения по рельсам. Во-вторых, стандартный знак полосы для общественного транспорта теперь может иметь не только прямую стрелку, но и любую другую — полезное нововведение для тех мест, где траектории автобусов и легковых машин могут пересекаться.
Знак остановки общественного транспорта теперь может совмещаться с указателем маршрутов. А места, предназначенные для остановки туристических автобусов, будут обозначаться поясняющими табличками с коричневым фоном.
Еще один новый знак предписывает движение только в обратном направлении аналогично, например, знаку «Движение только прямо». Регламентирован размер желтых светоотражающих рамок для дорожных знаков, а также места их установки — только для мест с нерегулируемыми переходами в местах без искусственного освещения либо при ограниченной видимости. Стандартизирована табличка с зеленой стрелкой на белом фоне, которая разрешает поворот направо на красный сигнал светофора — результат еще одного эксперимента, проходившего в столице и регионах. Под стрелкой должна находиться табличка с надписью: «Уступи всем, и можно направо».
Появились таблички периода действия знаков парковки, максимальной ширины парковочного места, а также информационный знак о наличии глухих пешеходов. Наконец, стандарт ввел знаки велопешеходной зоны и ее окончания. А еще новый стандарт предлагает использования шрифта Директ-Транс студии Лебедева — лаконичный и легкочитаемый.