Снег по обочинам черный от угольной пыли, а навстречу то и дело попадаются груженые БелАЗы из разреза Распадский. Это, наверное, самые маленькие из карьерных самосвалов, но на их фоне полуторка УАЗ «Профи» выглядит игрушечной. Тем не менее, это самый грузоподъемный автомобиль в линейке Ульяновского завода.
Вот едет редкий самосвал российской фирмы «Тонар», как будто весь состоящий из огромного квадратного капота. УАЗ «Профи» тоже наделен выдающимся носом, особенно на фоне полукапотной ГАЗели, своего главного конкурента. Его однорядная кабина сделана из «патриотовской», хотя и отличается в деталях — у «Профи» свой неокрашенный бампер, мощная решетка радиатора и массивные накладки на колесных арках.
Укороченные фары лишены эффектных светодиодных скобок, по которым «Патриоты» легко узнать ночью. Помимо естественного желания создать грузовик проще и практичнее, создатели «Профи» стремились сделать машину из нового коммерческого семейства непохожей на другие модели УАЗа.
Странно, что такой грузовик появился у УАЗа только сейчас, но с полуторками заводу постоянно не везло. До этого единственным эпизодом была сборка полуторатонных ГАЗ-АА в конце 1940-х. УАЗ-300 с изящной кабиной так и остался на бумаге, а Ульяновскому предприятию поручили выпускать внедорожники.
В 1980-х специалисты завода поучаствовали в создании нового семейства малотоннажных автомобилей, но наладить их сборку в Кировабаде не удалось — помешал распад СССР. Крест на попытках выпускать машины в Брянске поставила «ГАЗель». Грузоподъемность бескапотных «головастиков» смогли довести только до 1200 килограммов. Впрочем, и рождение «Профи» не было простым — о таком автомобиле говорили еще несколько лет назад.
Теперь он попытается отнять долю у сверхпопулярных нижегородских малотоннажников с приставкой «Бизнес». Более современный и дорогой Next в качестве конкурента не рассматривают. Уазовский рецепт грузовика полной массой 3,5 тонны прост до неприличия — фактически это модель «Карго» с более мощной и длинной рамой закрытого типа. Задний мост усилили: более толстые чулки, картер с ребрами жесткости. Изменили крепление рессор — теперь они однолистовые, с подрессорниками. В результате грузоподъемность выросла более, чем в два раза.
В то же время даже усиленные элементы УАЗа не выглядят такими мощными, как у «ГАЗели», на которую зачастую грузят полторы-две тонны сверх разрешенных. Перегруз — надежный способ быстро угробить автомобиль. Если бы ГАЗу было нужно создать конкуренту черный пиар, он бы строился именно на недостаточной выносливости «Профи».
«Ни один автопроизводитель не скажет вам, как можно перегружать автомобиль. Это запрещено», — разводит руками главный конструктор УАЗа Олег Крупин, но потом все же делится секретом. По его словам, одну машину грузили весом в две тонны, и она без проблем пережила испытание.
Задний мост у «Профи» односкатный, но шины «Кама» И-359 рассчитаны на грузоподъемность 1450 кг каждая, а усиленные немецкие диски крепятся на шесть болтов.
Полторы тонны — заявленная грузоподъемность моноприводной версии, а у базового грузовика ведущей сделали только заднюю ось. Полый привод теперь предлагается за доплату — плюс 37 тыс. рублей. Отказ от фамильной фишки позволил сделать «Профи» не только дешевле, но и маневреннее. Без ШРУСов и с новыми поворотными кулаками открытого типа передние колеса поворачиваются на больший угол. В результате радиус разворота машины уменьшился до 5,9 м, тогда как полноприводной версии требуется на метр больше, а ее паспортная грузоподъемность на 65 кг меньше.
Маневренность для «Профи» важна: из-за капотной компоновки он на полметра длиннее стандартной «ГАЗели» при той же длине грузовой платформы. Нижегородскому грузовику требуется чуть меньше места для разворота. Кроме того, УАЗ пока нельзя заказать в удлиненном варианте с более вместительным кузовом — такая версия «ГАЗели» очень популярна. В качестве компенсации Ульяновский завод предлагает расширенный на 190 мм кузов: он позволяет погрузить пять европалет вместо четырех. Также в гамме появятся «Профи» с двойной кабиной, а еще вариант с более высоким тентом.
К проектированию кузова подошли серьезно: стойки тента вынесены за габариты платформы, груз за них не зацепится. Борт снабжен ступенькой и в откинутом положении упирается в резиновые подушки. Специальные стопоры на бортах не дадут ему внезапно распахнуться, когда замки открыты. Вот только раз за разом они будут обдирать краску, которая и так неважно защищает металл кузова от ржавчины.
Чтобы поднять полог, водителям «Профи» не нужна швабра, достаточно потянуть за специальные ремни. В кузове светло: потолок сделан прозрачным, а на двухскатной крыше не будет скапливаться дождь. Пол выстлали толстой фанерой и предусмотрели в нем вырезы под крепежные кольца.
Шнуровка через крючки, как у бортовых «головастиков», выглядит приветом прошлого, но уазовцы утверждают, что она позволяет хорошо натянуть тент, и он не будет хлопать на скорости. Допустим, но крепление полога к борту едва ли вообще кому-то понравится. Шнур норовит попасть под закрываемый борт, а намокнув, перестает скользить. Петли на его концах затягиваются все туже и уже с трудом налезают на крючки. Представьте, каково водителю малотоннажника, который после очередной проверки инспектором ДПС будет зашнуровывать тент.
Еще одна уазовская «фишка» — потайной ящик под задним номерным знаком. Не всякий его найдет без подсказки. В «Профи» продуманность соседствует с небрежностью. Грубоватые сварные швы вполне допустимы для коммерческого автомобиля, но некоторые элементы как будто сделаны в лихорадочной спешке. Заправочная горловина с открытой «требухой», кое-как прикрученный под бампером противотуманный фонарь.
С кабиной «Патриота» уазовская полуторка унаследовала большинство легковых опций за исключением разве что системы стабилизации. Уже в базе есть ABS, электрические стеклоподъемники, водительская подушка безопасности, центральный замок. В более комфортной комплектации — кондиционер, обогрев сидений и лобового стекла, мультимедийная система доступна за доплату.
Руль регулируется по вылету и наклону, сиденье — по высоте и поясничному подпору, так что с подбором комфортной посадки проблем не будет. Только придется привыкать к тому, что педальный узел сдвинут вправо. Центрального зеркала нет — в заднем стекле виден только серый тент. Боковые зеркала огромны, снабжены электроприводом и электрорегулировкой. Широкая платформа на обзор не влияет — с ней в комплекте идут специальные зеркала, вынесенные в стороны еще больше.