В 2018 г. в Формуле-1 появится новый гонщик из России. Контракт с командой Williams подписал Сергей Сироткин — 22-летний москвич, за которым стоит финансовая поддержка программы «СМП Рейсинг» Бориса Ротенберга.
Сироткин станет третьим представителем России на старте гонок Формулы-1. Прежде в чемпионате мира выступали выборжец Виталий Петров (с 2010 по 2012 гг.) и уфимец Даниил Квят (с 2014 по 2017 гг.). Autonews.ru выяснил, что нужно знать о Сироткине перед его дебютом.
Сергей Сироткин — редкий пример гонщика с высшим образованием. Последние четыре года россиянин числился студентом МАДИ, а прошлой весной защитил диплом на тему «Организация работ по настройке спортивных автомобилей на примере болида Формулы-1». При этом гонщик не посещал лекции, а экзамены сдавал во время редких наездов в Москву. Основное время Сергей проводил на работе — в гонках.
В 2013 и 2014 гг. Сироткин выступал в молодежной серии Формула-Renault 3.5, где за все время выиграл один заезд. Сезоны 2015 и 2016 Сергей провел в еще одном первенстве для юниоров — GP2. В этом чемпионате москвич боролся за титул, но несколько технических сходов и собственных ошибок не позволила Сироткину выиграть. Оба сезона в GP2 Сергей завершил на третьей позиции в общем зачете.
Спортивных результатов Сироткина оказалось недостаточно для попадания в основной состав Формулы-1. Тем не менее, с 2016 г. Сергей работает тест-пилотом заводской команды Renault. Россиянин участвовал в испытательных заездах, работал на симуляторе и приезжал на Гран-при, но на старт при этом не выходил. Команда постоянно хвалила Сироткина за превосходную обратную связь, скорость и умение настраивать машину — но никто из конкурентов не воспринимал слова Renault всерьез. Все потому, что у французов была веская причина нахваливать Сергея. Деньги.
Последние несколько лет карьеру Сергея Сироткина в автоспорте оплачивает программа «СМП Рейсинг». Этот проект существует на деньги российского миллиардера Бориса Ротенберга. Бизнесмен спонсирует множество российских пилотов в самых разных чемпионатах, и Сироткин оказался одним из протеже Ротенберга. Благодаря финансированию предпринимателя на бортах автомобилей Renault появились логотипы SMP Racing.
Такая схема автоматически перевела Сироткина в разряд «рента-драйверов» — то есть гонщиков, которые не получили бы места в Формуле-1 без спонсорских вливаний. В результате оценить реальный талант Сергея оказалось почти невозможно. Рассказать о подлинной скорости Сироткина могли только в Renault. Команда пела дифирамбы, но искренни ли были эти похвалы? Общественное мнение прошлого года склонялось к отрицательному ответу, а потому у Сергея почти не было шансов на попадание в Формулу-1 в качестве боевого пилота.
Все изменилось осенью 2017 года. Команда Williams, которую прежде ничего не связывало с Сироткиным, начала переговоры с Робертом Кубицей — гонщиком с безукоризненной репутацией, но с серьезной травмой, которая осложняла возвращение поляка в гонки. Для того, чтобы оценить, готов ли Кубица к выступлениям в Формуле-1, команда устроила сравнительный тест Роберта с Сергеем Сироткиным. Россиянин оказался быстрее — и вышел на поул-позицию в борьбе за место в Williams.
А затем «СМП Рейсинг» предложила Williams $15 млн за дебютный сезон Сироткина в основном составе. Британская команда не смогла устоять: у Williams мало спонсоров, поэтому гоночный коллектив ищет любые способы заработать. Вариант с Сироткиным оказался выгодным со всех сторон.
Судя по косвенным свидетельствам, да. Результаты Сироткина в молодежных «формулах» говорят о нестабильности россиянина, но итоговые протоколы не учитывают важную деталь: опыт, который Сергей получил за два года в составе Renault. В заводской команде Формулы-1 россиянин обрел все условия для профессионального роста. Очевидно, что сейчас Сироткин намного более зрелый пилот, чем два года назад.
Что касается чистой скорости, то в этом аспекте у Сергея никогда не было проблем. Москвич удивлял зрителей высоким темпом во всех чемпионатах, в которых выступал. Другое дело, что затем Сироткин легко мог все испортить неосторожным маневром — так победы уплывали к соперникам.
Лучше всего о скорости Сироткина говорят прошлогодние тесты в Абу-Даби — те самые, на которых Сергей превзошел Роберта Кубицу. Сравнительный анализ, проведенный с учетом условий на трассе, топливной загрузки и типов шин, показал, что фактические времена Сироткина были чуть ли не секунду лучше, чем у Кубицы. Для Формулы-1 это чудовищно большой отрыв. Если Сергей и впрямь был настолько быстрее поляка, то россиянина вполне можно сравнивать с Феттелем, Алонсо и другими грандами Ф1.
Партнер Сироткина по команде Williams — Лэнс Стролл, 19-летний канадец, для которого предстоящий сезон станет вторым годом в Формуле-1. Лэнс приходится сыном канадскому бизнесмену Лоренсу Строллу, сколотившему состояние на модной одежде. Стролл-старший не жалеет денег на увлечение сына: предприниматель платит Williams $25 млн в год за выступление Лэнса.
Таким образом, в 2018 г. в британском коллективе оказались сразу два рента-драйвера. Европейские болельщики уже заклеймили команду и объявили предстоящий сезон концом великой истории Williams. И все же на команде рано ставить крест. И Стролл, и Сироткин способны удивить — даже при том, что без спонсоров они никогда не оказались бы в Ф1.
В минувшем сезоне у Лэнса Стролла была одна удачная гонка — летний Гран-при Азербайджана, где канадец приехал на подиум. В оставшихся заездах Лэнс выглядел бледно и явно не дотягивал до уровня своего тогдашнего напарника Фелипе Массы. Эта слабость может сыграть Сироткину на руку. Победить Лэнса должно быть легко — а значит, Сергей сможет начать свою карьеру с уверенного разгрома собственного партнера.
В то же время, проигрыш Строллу поставит крест на карьере россиянина. Репутация Лэнса настолько плоха, что статус «уступившего даже Строллу» убьет все надежды Сироткина на продолжение карьеры.
Прямо сейчас ситуация Сергея Сироткина выглядит превосходно. У россиянина есть богатый спонсор, контракт с опытной командой и слабый напарник, которого легко одолеть. С такими вводными москвич может рассчитывать на по-настоящему долгую карьеру в международном первенстве.
Из действующих пилотов Формулы-1 на Сироткина больше всего похож Серхио Перес. У мексиканца также есть природная скорость и богатые спонсоры. Увы, это не помогло ему пробиться в топ-команду. Уже который год Перес творит чудеса за рулем не самой быстрой Force India, но команды чемпионского уровня раз за разом игнорируют кандидатуру Серхио. Отчасти тому виной статус рента-драйвера, но вместе с этим против Переса играет его статус «независимого пилота». Сейчас топ-команды предпочитают брать гонщиков из собственных программ поддержки — и вместо Серхио места достаются спортсменам с большими связями.
Если говорить о сезоне-2018, то Сергей Сироткин будет эпизодически набирать очки и, возможно, замахнется на подиум. Борьба за что-то большее вряд ли возможна из-за нелучшей формы Williams. У команды недостаточно денег на строительство быстрейшей машины, а лучшие инженеры предпочитают работать в больших заводских коллективах вроде Mercedes AMG, Renault и Ferrari. Скорее всего, Williams будет бороться за шестое-седьмое место в Кубке конструкторов с Force India, а пилоты британской команды будут финишировать в районе 10-14 позиции. Тем интереснее будет наблюдать, сможет ли Сироткин превзойти возможности машины и все-таки затащить не самый быстрый болид на пьедестал почета.