При проезде участков, на которых нанесена разметка-«вафельница», во избежание штрафа надо помнить несколько простых правил.
Что такое «вафельная» разметка
«Вафельная» разметка (разметка 1.26) — это разметка из образующих ромбы желтых линий, которая наносится на участке перекрестка. В зависимости от конфигурации последнего блоки разметки 1.26 могут иметь различную форму. «Вафельница» применяется самостоятельно или совместно с предупреждающим знаком 1.35 «Участок перекрестка», который устанавливается непосредственно перед перекрестком или не более чем в 30 м от него. Без «вафельной» разметки знак 1.35 применяться не может.
«Вафельница» обозначает участок перекрестка, где за исключением ряда случаев, оговоренных в ПДД, запрещено останавливаться более 5 с, если транспортное средство (ТС) создаст при этом препятствие для движения в поперечном направлении. Следовательно, задача «вафельной» разметки — предотвращение образования заторов на перекрестках.
В экспериментальном порядке разметка 1.26 начала применяться в Москве с 2015 года, а на федеральном уровне утверждена постановлением правительства РФ № 1276 от 20.10.2017. «Вафельница» наносится по решению местных властей. Поскольку проблема заторов на перекрестках особенно остра в мегаполисах, то вслед за столицей разметку 1.26 стали наносить в Санкт-Петербурге, а также в Екатеринбурге и Казани.
Как правильно проезжать «вафельную» разметку
Согласно пункту 13.2 ПДД в редакции от 31.12.2020 «вафельница» запрещает выезжать на перекресток в случаях:
- если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться более чем на 5 секунд;
- если для выполнения разворота потребуется остановиться более чем на 5 секунд для пропуска встречных ТС.
Разметка 1.26 позволяет останавливаться на перекрестке более 5 секунд:
- при выполнении поворота налево для пропуска встречных ТС, а также пешеходов и велосипедистов, пересекающих проезжую часть дороги, на которую поворачивает водитель (пункты 8.8 и 13.1 ПДД);
- при выполнении поворота направо для пропуска пешеходов и велосипедистов, пересекающих проезжую часть дороги, на которую поворачивает водитель (пункт 13.1 ПДД).
Штраф за остановку на «вафельной» разметке
Остановка на «вафельнице» свыше 5 секунд, кроме вышеназванных случаев, трактуется частью 1 статьи 12.13 КоАП как нарушение правил проезда перекрестков, за что предусмотрен штраф в размере 1000 руб. Постановление о наложении штрафа выносится на основании данных, поступивших от дорожных камер.
По закону в течение 20 дней с момента вынесения постановления штраф за данное нарушение можно оплатить со скидкой в 50%. В общей сложности на оплату штрафа отводится 70 дней.
Если водитель не согласен с вынесенным постановлением, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления можно подать жалобу (статья 30.3 КоАП). В ней требуется:
- указать адресата. Это может быть начальник отдела ГИБДД, сотрудник которого вынес постановление, либо глава регионального управления ГИБДД (его имя указано на сайте службы);
- указать номер постановления;
- указать обстоятельства оспариваемого нарушения;
- привести доводы в пользу отмены постановления;
- приложить запись с регистратора (при наличии);
- поставить дату составления жалобы;
- поставить подпись.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (статья 30.5 КоАП РФ).
Как избежать штрафа за остановку на «вафельной» разметке
Не нарушить правило 5 секунд позволит следование простой рекомендации: перед выездом на перекресток с разметкой 1.26 оцените дорожную ситуацию по пути следования.
- Если при движении прямо или после выполнения поворота существует риск того, что вы остановитесь на «вафельнице» более 5 секунд, следует воздержаться от выезда на перекресток. Это же относится к выполнению разворота.
- Могут быть ситуации, когда, оставаясь на «вафельнице» более 5 секунд, вы не будете создавать препятствий для движения ТС в поперечном направлении, но в реальной жизни, особенно на незнакомом перекрестке, определить это крайне сложно. Поэтому см. пункт 1.