Kaptur все же занесло. Как назло, в здоровенную ледяную глыбу. Характерный хруст — и на снегу остались чернеть осколки. «Это лишние детали отвалились», — прокомментировал инструктор. Перелом нижней челюсти не отправил кроссовер в нокаут, и гонка продолжилась, но не зря ли он страдал? Школа зимнего вождения Renault Winter Driving School хотя и проводится второй год, но существует пока в закрытом режиме, то есть для журналистов.
Обычно школа вождения от автопроизводителя — это история про то, как управлять быстрым и мощным автомобилем и не разбиться. И еще немного про его особенности. Недавно Mitsubishi демонстрировала, как здорово может дрифтить новый Eclipse Cross благодаря умной трансмиссии. Полный привод Duster и Kaptur устроен намного проще — многодисковая муфта в приводе задних колес и минимум электроники. Основа российского модельного ряда компании — это бюджетные модели, которые в Европе носят не ромб, а шильдик румынской Dacia. Спортивных Clio RS и Megane RS у нас больше нет.
Вовсе нет. Недавно модельный ряд пополнил кроссовер Koleos — большой и дорого выглядящий. Стильный Kaptur закрыл брешь между ним и бюджетной линейкой. Есть даже у компании свой шоукар — гусеничный Duster. Статус французского автопроизводителя растет, поэтому развлечения у него теперь соответствующие.
Процесс обучения поставлен серьезно: увлекательные соревнования, непростые трассы, профессиональные инструкторы, работавшие с премиум-марками. А главное — «Дастеры» на тренировочных шипах, которые не должны бояться льда.
Сложнее всего усесться оптимально — регулировки руля нет ни в «Каптюре», ни в «Дастере». В большом «Колеосе» это сделать проще, но обратная связь с автомобилем хуже. На приборной панели горит россыпь значков — система стабилизации здесь выключена принудительно и не вмешивается в процесс. В первую очередь, это важно для «Колеоса» — у него как ни нажимай на кнопку ESP OFF, после 50 км/ч электроника оживет снова. Без электроники большой лоснящийся кроссовер с грацией олимпийского фигуриста пишет по ледовому полю круги и зигзаги.
С «Дастером» и «Каптюром» проще — они более верткие, острые, а порог включения ESP — 80 км/ч в режиме Lock. В то же время полностью муфта не блокируется и у них. Чем сильнее повернут руль, тем меньше тяги передается назад. Поэтому чтобы зайти на круг резко, кручу руль и жму на газ, а потом, когда автомобиль пошел скользить, распрямляю передние колеса. Оказывается, крутить «пятачки» и залетать заносе в воображаемый гараж не так-то сложно даже на обычном бюджетном кроссовере. Но включись система стабилизации — на одном из тренировочных «Каптюров» это произошло внезапно — и обязательная программа запорота.
Все это фигурное катание — тренировка перед двумя трассами: ледовой и снежной. На первой выступает Duster на шинах со специальными 3 миллиметровыми тренировочными шипами. Они вгрызаются в лед и фантастически цепко держат в поворотах. Здесь главное не перекручивать руль и не отпускать газ, даже если машина пытается на прямиках ехать боком.
Для более пологой и длинной трассы подготовлен Kaptur на обычных шипах. Здесь скорости выше, а сцепление с поверхностью хуже. На тренировочной площадке Kaptur скользил не так охотно, как Duster — сказывается более тяжелый передок. На скользком покрытии легко и непринужденно проходит в управляемом заносе несколько связок поворотов подряд. Главное чувствовать баланс и не совершать грубых ошибок. Стоило переключиться вниз при чуть повернутом руле, как Kaptur размотало и бросило на ледяную глыбу.
Вылеты в других местах заканчивались вообще без ущерба — толстые неокрашенные снизу бамперы Kaptur и Duster легко держали удар. Большой просвет зачастую позволял вернуться на трассу самостоятельно, не вызывая буксир-техничку. На бездорожье более городской Kaptur с «автоматом» вообще не уступает дизельному «Дастеру». Геометрия чуть хуже, но если пройти глубокую яму по диагонали, то ее заледенелый край не достает до бампера.
По снежной целине Kaptur умудряется проехать на удивление далеко, да и крутой склон штурмует уверенно. Вот только Renault планирует отказаться от немолодого 4-ступенчатого «автомата» в пользу вариатора. Не снизит ли это внедорожные характеристики машин? Пока же их более, чем достаточно.