С 18 марта в России водители обязаны надевать светоотражающие жилеты в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Это касается вынужденных остановок на загородных трассах при поломках или ДТП.
Нововведение должно повысить безопасность автомобилистов, особенно в условиях вторичных аварий, когда люди, выходящие на дорогу, попадают под колеса других автомобилей.
Постановление правительства № 1524 вводит новый пункт правил 2.3.4, согласно которому водители в случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток и в условиях ограниченной видимости должны быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала.
Под условиями недостаточной видимости ПДД понимают видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и других осадков, а также в сумерки. Темное время суток документ определяет, как промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
Обязанность пешеходов носить светоотражающие жилеты была введена летом 2015 г., когда в пункте 4.1 ПДД появилось требование об их использовании при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Вне населенных пунктов пешеходы обязаны носить такую одежду, а в городах ношение носит рекомендательный характер. В соответствии со статьей 12.29 КоАП РФ штраф за отсутствие светоотражающих элементов для пешеходов составляет 500 рублей.
В прошлом году в темное время суток под колеса автомобилей попали 386 человек, вышедших из своих машин на проезжую часть людей. 67 из них погибли. А вот число ночных наездов на пешеходов за первые полгода 2017 г. снизилось на 10,2% — не в последнюю очередь по причине введенных для них ранее правил.
Согласно исследованиям компании 3М, в темное время суток человек в темной одежде виден на расстоянии 25 м, в светлой — 40 м. При этом длина тормозного пути автомобиля со скорости 100 км/ч на сухой дороге составляет те же 40 м, а на мокрой — до двух раз больше. Качественный световозвращатель, по данным компании, виден на расстоянии до 300-500 м в зависимости от погодных условий, что дает водителю возможность заранее снизить скорость или совершить маневр.
Изменения в ПДД требуют использования жилетов или курток с качественными и износостойкими материалами с повышенным коэффициентом световозвращения по ГОСТа 12.4.281-2014. Согласно стандарту, на жилете должны быть две горизонтальные полосы световозвращающего материала вокруг торса на расстоянии не менее 50 мм друг от друга, а также полосы через плечи. Горизонтальные полосы на жилетах должны быть шириной не менее 50 мм, а плечевые — не менее 30 миллиметров. Примерно такие же носят сотрудники ГИБДД.
Допускаются куртки, жилеты и жилет-накидки с одной горизонтальной полосой и двумя полосами через плечи, либо с двумя горизонтальными полосами без плечевых. Можно также использовать полукомбинезоны, брюки с нагрудником и поясные брюки, которые имеют две горизонтальные полосы на каждой ноге, расположенные снизу на расстоянии не менее 50 мм друг от друга.
Специалисты 3М рекомендуют выбирать одежду со световозвращателями желтого или белого цветов. А проверить отражатель можно фонариком или вспышкой фотоаппарата — качественный продукт ярко отражает свет даже при освещении под углом.
Специального штрафа за отсутствие на водителе жилета КоАП РФ не содержит. Однако при оформлении ДТП сотрудники ГИБДД вправе составить протокол за нарушение статьи 12.27 КоАП, обвинив водителя в невыполнении обязанностей, связанных с оформлением дорожно-транспортного происшествия — по аналогии с требованием выставить на проезжей части знак аварийной остановки. Такое нарушение обойдется в 1000 рублей.
Почти во всех европейских странах, включая большую часть государств Восточной Европы, также требуется ношение жилета в условиях недостаточной видимости. Однако конкретные требования отличаются от страны к стране. Как и в России, водитель в большинстве случаев не обязан иметь в машине жилет, но должен надеть его, покидая транспортное средство. Использование обычно регламентируется вне населенных пунктов, а в городах носит рекомендательный характер.
В Австрии жилет обязателен для всех категорий водителей, в Румынии его должны надевать только водители грузовиков, во Франции жилет требуется также для велосипедистов, а в Венгрии — для пешеходов и всех тех, кто покидает транспортное средство после поломки или ДТП. Вопреки распространенному мнению, в Германии жилет требуется только водителям, работающим на коммерческих перевозках.
Размер штрафа колеблется от 14 евро в Австрии до 120 евро в Венгрии. Ряд стран вовсе не регламентирует ношение жилета. Это, например, Греция, Дания, Ирландия, и Исландия.
Еще больше информации о штрафах и нарушения — в Telegram-канале автора материала Ивана Ананьева.