Одна из байкальских легенд гласит, что много лет назад здесь жил грозный бурятский правитель Хасан Чосон. Однажды очень холодной зимой он собрал огромную армию и отправился в новый поход, пустив воинов по льду к другому берегу озера, чтобы сократить путь. Тем самым Чосон сильно разгневал богов, лед потрескался, и вся конница воителя ушла под воду. Теперь туристам рассказывают, что, якобы, в тумане можно увидеть призрачные тени всадников, летящие над озером.
Хочется надеяться, что духов на своем пути мы не встретим, а высшие силы будут благосклонны, тем более, что мы приехали на Байкал с совершенно мирными намерениями. Нам предстоит пересечь озеро по льду с восточного берега на западный на автомобилях Mazda в рамках программы Epic Drive. Это такие автомобильные пробеги по наиболее трудным и одновременно самым живописным маршрутам в мире. Скажем, ранее Mazda посетила Норвегию, проехав более тысячи километров вдоль фьордов, а также пересекла Исландию на родстерах MX-5.
Теперь же автомобили Mazda должны проехать около 70 км по замерзшей поверхности глубочайшего озера и самого большого в мире резервуара c пресной водой. Идеальный транспорт для зимней переправы — это, конечно же, снегоход или аэролодка с огромным пропеллером. Ну или, скажем, шестиколесный вездеход ТРЭКОЛ с покрышками малого давления, которым нипочем выбоины, торосы, трещины и прочие каверзы, скрытые на занесенном снегом льду.
Именно на таком аппарате передвигается по озеру команда МЧС, призванная сопровождать нашу группу. Еще один спасатель контролирует поездку на снегоходе. Мы же, в свою очередь, отправимся в нелегкий путь на кроссоверах Mazda CX-5, не подвергнутых никакой специальной модернизации. Тем не менее, в нашем распоряжении 193-миллиметровый дорожный просвет, 2,5-литровый двигатель, полный привод и шестиступенчатый «автомат» с возможностью ручного переключения.
Перед нами тут была большая группа европейских коллег. И им, как и всяким первопроходцам, пришлось очень нелегко: на Байкал обрушился снежный буран, сведший видимость к минимуму. Европейцам приходилось буквально прорубаться через сугробы при крайне неблагоприятных условиях. С одной стороны, они испытали настоящий экстрим, а с другой — пелена снега спрятала всю красоту здешних мест.
Но российской команде повезло. Мы приехали на Байкал ясным солнечным днем, которых, кстати, в Бурятии бывает до 300 в году — как в Ницце. Здесь ослепительно белые вершины горных хребтов на фоне пронзительно голубого неба, а с другой стороны раскинулась снежная пустыня замерзшего озера, на горизонте которого синеет западный берег. Вот туда-то нам и предстоит добраться.
Все же погода внесла некоторые изменения в маршрут. Изначально планировалось стартовать из поселка Танхой, однако прибрежную линию тут сильно занесло снегом, прорыться сквозь который на легковом автомобиле не представлялось возможным. Точку отправления пришлось перенести в Клюевку, в полусотне километров севернее, поэтому расстояние, которое придется преодолеть по льду озера, увеличилось приблизительно на треть.
Перед выездом проходим короткий инструктаж, в ходе которого нам, в том числе, советуют проходить снежные заносы на второй передаче, предупреждать о препятствиях идущие позади автомобили включением «аварийки» и держать разумную дистанцию между машинами — лед все-таки.
«Толщина льда составляет от 80 см до полутора метров. Вы не волнуйтесь, здесь даже танк сможет проехать», — обнадеживает инструктор. Действительно, на Байкале образуется настолько крепкий ледяной покров, что в конце XIX века между западным и восточным берегом прокладывалась железная дорога, зимой становившаяся частью Транссибирской магистрали.
Паровозы, правда, по ней не пускали — тяжелые вагоны по одному тянули при помощи лошадей. «Ну, а если все же провалитесь, то у вас будет время, чтобы выбраться — машина тонет примерно две минуты. Пристегиваться категорически запрещено», — подытоживает инструктор.
Стартуем из Клюевки в Листвянку. Если все пойдет по плану, то к финишу мы должны добраться примерно за шесть-семь часов. Впереди идет вездеход со спасателями, а колонну легковых машин возглавляет «старший» кроссовер CX-9, в котором едет команда организаторов из Великобритании. Вероятно, это не самая удачная идея — длинный флагманский SUV то и дело садится на брюхо, тормозя остальную вереницу машин.